Южное территориальное отделение СРО «ААС» по ЮФО и СКФО

Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-26)

16.01.2019 г

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
факты и комментарии

Информационное сообщение
15 января 2019 г. № ИС-аудит-26

Участие аудиторских организаций в ведении
единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

   Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 313-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые, среди прочего, затрагивают деятельность аудиторских организаций.
   В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 313-ФЗ) сведения о юридических лицах, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Этот реестр ведет ФНС России.
   Одним из условий отнесения обществ с ограниченной ответственностью (ООО) к субъектам малого и среднего предпринимательства является наличие среди участников ООО иностранных юридических лиц, соответствующих по состоянию на 1 января текущего календарного года следующему критерию: доход, полученный этими лицами от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд. рублей и среднесписочная численность их работников за предшествующий календарный год не превышает 250 человек . Сведения о таких участниках ООО-иностранных юридических лицах используются для ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
   Согласно части 6.2 статьи 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 313-ФЗ) источником таких сведений для ведения единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства являются аудиторские организации (ранее – такое полномочие у аудиторских организаций отсутствовало). Данное полномочие реализуется в следующем порядке:

  1. аудиторская организация оказывает ООО, заинтересованным во включении сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, аудиторскую услугу (по инициативе ООО). Услуга заключается в подтверждении аудиторской организацией соответствия участников ООО-иностранных юридических лиц приведенному выше критерию ;
  2. с целью подтверждения указанного соответствия аудиторская организация сопоставляет данные о величине дохода за год и среднесписочной численности работников иностранного юридического лица с указанным выше критерием. Для сопоставления ООО должно предъявить аудиторской организации отчетность иностранного юридического лица за соответствующий год, представленную в налоговый орган страны, где учреждено это лицо;
  3. по результатам оказания данной услуги аудиторская организация формирует перечень ООО, которые созданы до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, и участниками которых являются иностранные юридические лица, соответствующие описанному выше критерию;
  4. аудиторская организация направляет перечень таких ООО в ФНС России . Перечень представляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального Интернет-сайта ФНС России. Срок представления перечня - с 1 по 5 июля.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 313-ФЗ в части описанной новеллы вступил в силу 1 декабря 2018 г.

Усилена ответственность аудиторов

   В соответствии со статьей 172.1 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в подтверждении достоверности фальсифицированных финансовых документов учета и отчетности организации, осуществленном в целях сокрытия признаков банкротства либо оснований для отзыва (аннулирования) у такой организации лицензии и (или) назначения в ней временной администрации, несет уголовную ответственность. В данной статье речь идет о действии, совершенном в отношении документов кредитной организации, страховой организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, клиринговой организации, организатора торговли, кредитного потребительского кооператива, микрофинансовой организации, общества взаимного страхования, акционерного инвестиционного фонда.
   Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 530-ФЗ внесены изменения в эту статью:

  1. увеличен размер штрафа, назначаемого в качестве наказания за данное преступление: ныне - от 500 тыс. рублей до 1 млн. рублей (ранее – от 300 тыс. рублей до 1 млн. рублей);
  2. для случаев назначения принудительных работ и лишения свободы в качестве основного наказания за данное преступление исключена возможность не назначать дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ранее – основное наказание назначалось вместе с дополнительным наказанием или без него);
  3. введен отдельный состав данного преступления - совершение его группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ранее – отсутствовал). Данное преступление наказывается штрафом в размере от 3 до 5 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 530-ФЗ вступил в силу 8 января 2019 г.   

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России