Южное территориальное отделение СРО «ААС» по ЮФО и СКФО

Обращение к членам СРО ААС по вопросу недобросовестной рекламы

26.04.2020 г

Уважаемые аудиторы!

   В последнее время участились жалобы от членов СРО ААС и пользователей аудиторских услуг на недобросовестную рекламу аудиторских услуг некоторых аудиторских организаций.

   В подобной рекламе предлагается проведение неких вариантов «сокращенного», «упрощенного» аудита по демпинговым ценам (за 20-30 тыс. руб.) дистанционно, для «формального выполнения требований законодательства», «без составления отчета в виде письменной информации».

   Обращаем ваше внимание, что публикация указанной рекламы содержит признаки недобросовестной конкуренции, перечень и описание которых содержатся в документе «Признаки недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг», одобренном Советом по аудиторской деятельности 23.09.2015, протокол № 18. В частности, сообщение данной информации может являться введением потенциальных клиентов в заблуждение в отношении характера, способа и места оказания услуг, их содержания, качества и объема. Преувеличение своих возможностей при продвижении своих аудиторских услуг может также расцениваться как нарушение принципов Кодекса профессиональной этики аудиторов.

   Кроме того, нередко за такой рекламой скрывается фактическое предложение выдачи аудиторских заключений без проведения аудита.

   Это, несомненно, подрывает доверие к аудиту в целом и всему аудиторскому сообществу.

    СРО ААС, признавая необходимость использования информационных технологий при проведении аудиторских процедур, хотела бы обратить внимание на следующее.

   1. В соответствии с международными стандартами аудита аудиторские процедуры должны способствовать выявлению рисков существенного искажения отчетности вследствие недобросовестных действий или ошибок. Для этого аудитор должен получить понимание системы внутреннего контроля аудируемого лица в части, значимой для проведения аудита.

   Взаимоотношения с клиентом при изучении этого вопроса имеют важное значение, и дистанционные методы могут не позволить в полной мере выполнить эти требования. Чтобы оценить риски существенного искажения отчетности и противодействовать им, крайне важно личное участие аудитора, его общение с руководством и сотрудниками аудируемого лица. Удаленность аудитора от клиента только способствует росту существенного искажения финансовой отчетности.

    2. Сбор достаточных и надлежащих аудиторских доказательств для формирования мнения аудитора о достоверности отчетности ограничивается не только изучением записей в учете и электронных копий документов. Проведение аудита требует ознакомления с оригиналами документов и/или получения доказательств в отношении эффективности средств контроля за их составлением и хранением, поскольку иные методы предоставляют менее надежные доказательства ввиду наличия риска их возможного искажения.

   3. Наблюдение за инвентаризацией, осмотр активов аудируемого лица с личным участием аудитора являются важнейшими процедурами, позволяющими получить полную информацию о соответствии фактических обстоятельств отраженным в документах.

   4. В случае применения стратегии, допускающей полагание на систему внутренних контролей клиента, тестирование этих контролей возможно только в условиях фактического присутствия аудитора для подтверждения их эффективности.

   СРО ААС уведомляет, что все случаи недобросовестной рекламы отслеживаются и будут являться безусловным основанием для возбуждения дисциплинарного производства с возможным назначением внешней проверки качества работы аудиторской организации, размещающей такого рода рекламу, либо рассмотрением вопроса на заседаниях Комитета по профессиональной этике и независимости.

   Отдельно обращаем внимание, что одним из принципов дисциплинарного производства является ответственность руководителя аудиторской организации за совершенные аудиторской организацией нарушения.

Председатель Правления
СРО ААС
И.А. Козырев