навигация по сайту
Об организации |
Новости |
Мероприятия |
Пресс-релизы (Собрания, Круглые столы, Конференции) |
Информационный центр |
Фотогалерея |
Отзывы |
Координаты:
Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
Некоммерческое партнерство "Аудиторская палата Южного региона"
О представлении аудиторского заключения и бухгалтерской отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО)
16.06.2020 г
Комитет по стандартизации и методологии учета и отчетности
Комитет по стандартизации и методологии аудиторской деятельности
Комиссия по контролю качества
«О представлении аудиторского заключения и бухгалтерской отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО)»
Обращаем внимание членов СРО ААС на необходимость соблюдения установленного законодательством порядка представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в ГИР БО.
С 01 января 2020 года все организации, ранее представлявшие свою отчетность в Росстат, за исключением организаций, бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, составляющие государственную тайну, а также организаций государственного сектора, обязаны предоставлять экземпляр годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней в случаях, если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, для формирования ГИР БО.
Состав годовой бухгалтерской отчетности, представляемой организациями в ГИР БО
Наименование |
Коммерческие организации, кроме указанных в гр. 3 |
Коммерческие организации, составляющие упрощенную бухгалтерскую отчетность |
Некоммерческие организации, кроме указанных в гр. 5 |
Некоммерческие организации, составляющие упрощенную бухгалтерскую отчетность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Бухгалтерский баланс |
обязательно |
обязательно |
обязательно |
обязательно |
Отчет о финансовых результатах |
обязательно |
обязательно |
в случае наличия важной информации |
в случае наличия важной информации |
Отчет о целевом использовании средств |
нет |
нет |
обязательно |
обязательно |
Отчет об изменениях капитала |
обязательно |
в случае наличия важной информации |
нет |
нет |
Отчет о движении денежных средств |
обязательно |
в случае наличия важной информации |
в случае наличия важной информации |
в случае наличия важной информации |
Пояснения в табличной и (или) текстовой форме |
обязательно |
в случае наличия важной информации |
обязательно |
в случае наличия важной информации |
Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, не вправе составлять и представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Организации должны представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения в формате файлов XML для отчетов и единого электронного файла PDF для пояснений в табличной и (или) текстовой форме не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (в 2020 году – не позднее 12 мая 2020 года). Отчетность предоставляется в электронном виде (малые предприятия в 2020 году могут предоставлять отчетность в бумажном виде). Направление годовой бухгалтерской отчетности в электронном виде в налоговый орган означает исполнение организацией обязанности по ее представлению для формирования ГИР БО.
При представлении экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней должно быть представлено аудируемым лицом в налоговый орган по месту своего нахождения для формирования ГИР БО вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Содержание аудиторского заключения о годовой бухгалтерской отчетности определяется международными стандартами аудита. Аудиторское заключение включает текст формулировок, предусмотренных соответствующим МСА, к нему в обязательном порядке должна быть приложена отчетность, аудит которой проведен. Аудиторское заключение с прилагаемой бухгалтерской отчетностьюнаправляется в налоговый орган для формирования ГИР БО в формате единого электронного файла PDF.
Таким образом, организации предоставляют в налоговый орган для формирования ГИР БО свою годовую бухгалтерскую отчетность дважды: (1) в формате файлов XML для отчетов и файла PDF для пояснений в табличной и(или) текстовой форме и (2) в формате файла PDF для аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.
В целях содействия аудируемым лицам в соблюдении ими требований по представлению аудиторского заключения для формирования ГИР БО аудиторам рекомендуется при выпуске аудиторского заключения на бумажном носителе направлять также аудируемому лицу единый электронный файл в формате PDF, содержащий скан аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.
С 29 мая 2020 года по адресу http://bo.nalog.ru заинтересованным лицам обеспечен свободный доступ к информации, содержащейся в ГИР БО. Считаем необходимым обратить внимание на наличие случаев несоблюдения организациями требований по передаче в налоговый орган обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения о ней при обязательном аудите, в частности:
- непредставление приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах,
- непредставление пояснений в табличной и (или) текстовой форме;
- применение упрощенной бухгалтерской отчетности организациями, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
- непредставление аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;
- представление аудиторского заключения без прилагаемой бухгалтерской отчетности.
Согласно Кодексу профессиональной этики аудиторов, аудитор не должен быть намеренно связан с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, которые являются неверными или вводящими в заблуждение. В случаях, когда аудитору становится известно, что существует ассоциированность с неверной или вводящей в заблуждение информацией, он должен принять меры для устранения этой связи.
Для соблюдения указанного положения Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Рекомендаций Минфина России аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 год, аудиторам необходимо запланировать и провести, в том числе после выпуска аудиторского заключения, процедуры, в ходе которых будет проверяться:
- наличие в ГИР БО всех форм годовой бухгалтерской отчетности, включая пояснения в табличной и (или) текстовой форме;
- размещение в ГИР БО аудиторского заключения с прилагаемой к нему проаудированной бухгалтерской отчетностью в виде единого файлав форматеPDF;
- соответствие аудиторского заключения, размещенного в ГИР БО, экземпляру аудиторского заключения, переданному аудитором аудируемому лицу;
- соответствие бухгалтерской отчетности, размещенной в ГИР БО, бухгалтерской отчетности, прилагаемой к аудиторскому заключению.
В случае выявления оснований полагать, что размещенные в ГИР БО годовая бухгалтерская отчетность и/или аудиторское заключение о ней имеют искажения, в том числе пропуски, необходимо обратиться к руководству аудируемого лица с предложением принять меры для устранения данных искажений и указанием на то, что аудиторское заключение должно предоставляться в ГИР БО с прилагаемой к нему проаудированной бухгалтерской отчетностью в формате единого электронного файла PDF. В случае непринятия руководством аудируемого лица надлежащих мер, аудитору следует обратиться, если уместно, к лицам, отвечающим за корпоративное управление аудируемого лица.
* * *
Обращаем внимание, что настоящее разъяснение носит исключительно информационный характер и было подготовлено только для целей содействия члену СРО ААС в применении положений законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации, применительно к фактам и обстоятельствам, указанным в запросе.
Позиция комитетов и комиссий СРО ААС не может рассматриваться как официальное толкование требований нормативных правовых актов, заменяющее собственное профессиональное суждение аудитора, руководствуясь которым, аудитор может прийти к выводам, отличным от изложенных в настоящем письме.
Позиция органов Федерального казначейства, Минфина России или суда по указанным вопросам может отличаться от позиции СРО ААС.