навигация по сайту
Координаты:
Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
Некоммерческое партнерство "Аудиторская палата Южного региона"

Информационное сообщение Минфина России от 18 января 2021 г. № ИС-аудит-38 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»

18.01.2021 г

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: факты и комментарии

Информационное сообщение18 января 2021 г. № ИС-аудит-38

Определены направления дальнейшего развития аудиторской деятельности

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря
2020 г. № 3709-р утверждена Концепция развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года. Она раскрывает цель, основные задачи и приоритетные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, механизмы, меры и действия по их реализации.

Основными задачами настоящего этапа развития аудиторской деятельности определены:

повышение качества аудиторских услуг;

повышение конкурентоспособности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;

укрепление престижа аудиторской профессии.

Приоритетными направлениями развития аудиторской деятельности на предстоящий период являются:

развитие рынка аудиторских услуг (уточнение предмета и сферы аудиторской деятельности, совершенствование практики оказания аудиторских услуг, др.);

совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности (совершенствование законодательства и процедур признания международных стандартов аудита, гармонизация законодательства государств-членов Евразийского экономического союза, др.);

консолидация аудиторской профессии (активизация участия аудиторских организаций, аудиторов в деятельности саморегулируемой организации аудиторов, внедрение в саморегулируемой организации аудиторов механизмов, обеспечивающих учет интересов и потребностей разных групп ее членов, развитие членской базы саморегулируемой организации аудиторов, др.);

повышение квалификации аудиторов (активное применение современных форм обучения, определение приоритетной тематики обучения аудиторов по программам повышения квалификации, др.);

совершенствование системы мониторинга аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней, а также практики применения мер ответственности за несоблюдение правил аудиторской деятельности (развитие контроля внутри аудиторской профессии, а также независимого от аудиторского сообщества контроля (надзора), внедрение механизма профессионального суждения контролирующих органов по отдельным вопросам деятельности объекта проверки, др.);

повышение вовлеченности отечественного аудиторского сообщества в международное сотрудничество (взаимодействие с международными организациями и органами, устанавливающими международные стандарты аудита, обеспечение признания российской системы регулирования аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней эквивалентной аналогичным системам отдельных стран (групп стран), сотрудничество саморегулируемой организации аудиторов с аналогичными ей зарубежными объединениями аудиторов, др.).

Реализация Концепции будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство, разработки и издания соответствующих рекомендаций, осуществления организационных, образовательных, информационных мероприятий.  

Результатом реализации Концепции станет повышение роли института аудита в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности его результатов, а следствие ее реализации – повышение доверия к результатам оказания аудиторских услуг, качества этих услуг, конкурентоспособности отечественных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и престижа аудиторской профессии.

Принятая Концепция заменяет Основные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные приказом Минфина России от 29 ноября 2019 г. №1592, обеспечивая преемственность целей, задач и мер совершенствования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Уточнен порядок признания международных стандартов аудита

Порядок признания международных стандартов аудита (МСА) подлежащими применению на территории Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г.
№ 576. С целью совершенствования этого порядка постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2414 в него внесены следующие изменения.

МСА, вводимые в России, могут дополняться особенностями применения на территории Российской Федерации. Такие дополнения возможны как при первоначальном признании МСА, так и в отношении МСА, уже введенных в действие на территории Российской Федерации. В последнем случае необходимость дополнений определяется по результатам обобщения практики применения законодательства Российской Федерации, в том числе МСА.

 Официальным опубликованием МСА считается первая его публикация на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru (ранее – в официальном печатном издании, определенном Минфином России, или на его официальном Интернет-сайте). Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2414 вступило в силу 17 января 2021 г.

Рекомендации по аудиту в условиях COVID-19

Совет по аудиторской деятельности 18 декабря 2020 г. одобрил Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой консолидированной финансовой отчетности организаций за 2020 год в условиях распространения новой коронавирусной инфекции[1]. В документе обобщены основные подходы к организации и осуществлению аудиторских процедур в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В частности, рекомендовано:

активно взаимодействовать с руководством аудируемого лица и лицами, отвечающими за корпоративное управление в нем, с целью получения понимания характера и степени влияния условий COVID-19 на систему внутреннего контроля аудируемого лица, процесс подготовки и сроки представления им бухгалтерской отчетности;

рассматривать, каким образом условия COVID-19 влияют на оценку риска  недобросовестных действий, включая рассмотрение того, присутствуют ли факторы риска совершения недобросовестных действий и возросла ли их значимость, и как это влияет на выявление аудитором рисков существенного искажения бухгалтерской отчетности вследствие недобросовестных действий на уровне этой отчетности и на уровне предпосылок;

рассматривать, внесло ли руководство аудируемого лица изменения в процесс подготовки бухгалтерской отчетности и бизнес-процессы, а также в связанные с ними автоматизированные и общие средства контроля ИТ-систем, имея в виду отсутствие или недостаточность физического доступа к системам и удаленный (дистанционный) режим работы работников;

оценивать надежность аудиторских доказательств.

Особое внимание должно быть обращено на кибер-риски. Это обуславливается тем, что кибер-преступники находят новые способы проведения фишинговых атак, включая для целей хищения идентификационных данных у работников, работающих удаленно. Кибер-преступники могут выдавать себя за ИТ-персонал аудируемого лица, перенаправлять получателей фишинговых сообщений на поддельные вэб-страницы, с которых якобы осуществляется удаленный доступ к внутренним сетям аудируемых лиц или доступ к учетным записям.

Утвержден новый регламент проверок саморегулируемой организации аудиторов

Приказом Минфина России от 13 ноября 2020 г. № 265н утверждена новая редакция Административного регламента по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов (ранее – Административный регламент, утвержденный приказом Минфина России от 21 сентября 2011 г. № 115н).

Основными новациями Административного регламента стали:

1) установление исчерпывающего перечня документов и (или) информации, которые Минфин России вправе истребовать у саморегулируемой организации аудиторов при проведении проверки;

2) уточнение прав и обязанностей должностных лиц Минфина России при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов;

3) уточнение сроков отдельных административных действий при осуществлении государственного контроля (надзора);

4) уточнение оснований и критериев исполнения административных процедур (действий) при осуществлении государственного контроля (надзора).

Кроме того, Административный регламент приведен в соответствие с требованиями к разработке и утверждению административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 в отношении, в частности, структуры документа, последовательности изложения норм, содержательного наполнения их.

Приказ Минфина России вступил в силу 9 января 2021 г. Одновременно утратил силу приказ Минфина России от 21 сентября 2011 г. № 115н.

Уточнен порядок аудита отчетностисаморегулируемой организации аудиторов

Согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» годовая бухгалтерская отчетность саморегулируемых организаций подлежат аудиту. При этом Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» уточнялось, что такой аудит могла проводить лишь аудиторская организация, состоявшая членом другой саморегулирумой организации аудиторов.

Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ указанное специальное требование к аудитору годовой бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации аудиторов отменено с 10 января 2021 г.

Вопросы обеспечения независимости аудиторской организации, проводящей аудит бухгалтерской отчетности саморегулируемой организации аудиторов, решаются в соответствии с Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренными Советом по аудиторской деятельности.

Проверки аудиторских организаций Федеральным казначейством в 2021 году

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 г. аудиторские организации были освобождены от проверок, проводимых Федеральным казначейством в соответствии с Федеральным законом
«Об аудиторской деятельности».

В 2021 г. Федеральное казначейство будет осуществлять внешний контроль качества работы аудиторских организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в обычном порядке.

Основание: постановление Правительства РФ от 30 ноября 2020 г.
№ 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности, аудиторской деятельности,
валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов 

Минфина России