навигация по сайту
Координаты:
Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
Некоммерческое партнерство "Аудиторская палата Южного региона"

Состоялось очередное Общее собрание членов НП ААС

01.07.2013 г

 
26 июня 2013 года состоялось очередное Общее собрание членов Некоммерческого партнерства «Аудиторская Ассоциация Содружество».
Председателем Собрания был избран Президент НП ААС, Председатель Правления НП ААС Шеремет А.Д.
 

 
В состав Президиума Собрания вошли: генеральный директор НП ААС Носова О.А., директор по контролю за качеством аудиторской деятельности Чая В.Т., председатель Комитета НП ААС по членству Кромин А.Ю., председатель Дисциплинарной комиссии НП ААС Черкасова Н.В., член Комиссии по контролю за качеством аудиторской деятельности Суйц В.П., председатель Комитета НП ААС по региональной политике Жуков С.П., директор по региональному развитию Лысенко Д.В.

 
 
    На Собрание был приглашен начальник Управления по надзору за аудиторской деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Кузнецов П.И.
Единогласно была утверждена Повестка дня Общего собрания членов НП ААС и состав Счетной комиссии.
 
  С основным докладом о деятельности НП ААС в 2012 – 2013 гг. выступил Президент НП ААС Шеремет А.Д. В своем докладе Анатолий Данилович рассказал участникам Собрания о «внешней» деятельности НП ААС. К таковой он отнес работу представителей НП ААС в Совете по аудиторской деятельности (САД) и его Рабочем органе (РО САД), в Совете ТПП по саморегулированию, Национальном союзе аудиторских объединений   (НСА),   Единой 
аттестационной комиссии (ЕАК), а также взаимодействие саморегулируемых организаций аудиторов между собой. Закончил свой доклад Анатолий Данилович кратким анализом современного состояния института саморегулирования в России и общих ситуациях на рынке аудиторской деятельности.    
  Далее выступил Кузнецов П.И., который рассказал участникам об опыте проведения проверок аудиторских организаций Росфиннадзором, а также о типичных выявленных замечаниях и нарушениях. Павел Игоревич отметил, что НП ААС первым из всех СРО аудиторов подписало Соглашение о сотрудничестве и информационном взаимодействии с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.  Предметом
 

 Соглашения является сотрудничество и информационное взаимодействие с целью осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.                                  

 
  О деятельности НП ААС за отчетный период рассказала генеральный директор НП ААС Носова О.А., которая посвятила свой доклад работе дирекции и Правления НП ААС. Ольга Александровна рассказала об исполнении возложенных на НП ААС регулирующим органом функциях, таких как ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций – членов НП ААС, прохождение членами НП ААС ежегодного повышения квалификации и его подтверждение, осуществление внешнего контроля качества аудиторской деятельности
 рассмотрение дел о применении в отношении членов НП ААС мер дисциплинарного воздействия, в том числе рассмотрение дел по аннулированию квалификационных аттестатов аудиторов, выдача квалификационных аттестатов аудитора. В конце своего выступления Ольга Александровна довела до сведения участников Собрания сведения о деятельности в области региональной политики НП ААС, итоги работы Комитетов НП ААС, и о решении многих других организационных вопросов. С большим удовлетворением присутствующих было встречено заявление Носовой О.А. о том, что Правление НП ААС не планирует повышение членских взносов, что взносы на прохождение контроля качества уменьшены в среднем на 25%, и что финансовая политика СРО будет направлена на оптимизацию расходования членских взносов.
Работа, проведенная Правлением НП ААС и Дирекцией НП ААС, была единогласно признана удовлетворительной.
Согласно утвержденной Повестке дня, Собранию были представлены Отчет ревизионной комиссии за 2012 год, бухгалтерская отчетность НП ААС за 2012 год и смета НП ААС на 2013 – 2014 года, которые были утверждены участниками Собрания.
Собранием были приняты новые редакции Устава НП ААС и Порядка применения к членам НП ААС мер дисциплинарного воздействия.
Одними из важных вопросов, вошедших в Повестку дня, стали вопросы ротации некоторых членов Правления НП ААС и назначения единоличного исполнительного органа – Генерального директора.
 Согласно поданным заявлениям прекратили свою деятельность в качестве членов Правления Исаева Д.А. и Сидоров С.Н. Руководство НП ААС поблагодарило их за активную работу в Правлении. Также была исключена из членов Правления в связи со смертью Петрова В.И., учредитель НП ААС и одна из ее основателей.
 
В состав Правления были избраны три новых члена:
Голенко В.С. – руководитель Краснодарского территориального отделения НП ААС по ЮФО и СКФО,
Кириллова А.Б. – генеральный директор ООО «Аудит-НТ» и
Яковенко Д.А. - председатель Комитета НП ААС по международным связям.
Состав Правления НП ААС в количестве 29 человек был утвержден сроком на 5 лет.
Согласно утвержденной новой редакции Устава НП ААС должность единоличного исполнительного органа возложена на генерального директора. Члены Общего собрания единогласно избрали генеральным директором НП ААС Носову О.А.
Президентом НП ААС также единогласно был избран Шеремет А.Д.
 
  Большой интерес у участников Собрания вызвал вопрос повестки дня о вступлении НП ААС международные и национальное объединения. Большинством голосов присутствующих членов было одобрено решение Правления НП ААС о вступлении в Национальный союз аудиторских объединений (НСА). Также были приняты решения о вступлении в Евразийский Совет Сертифицированных Бухгалтеров и Аудиторов (ЕССБА) и в Международную  
 
 федерацию бухгалтеров (IFAC).
За активное и плодотворное участие в деятельности НП ААС, а также за вклад в развитие аудиторской профессии 50 членов НП ААС получили Почетные грамоты. За высокие показатели в повышении квалификации аудиторов почетными грамотами были награждены 10 ведущих учебно-методических центров, повысивших квалификацию наибольшему количеству аудиторов-членов НП ААС.

                                                                                                                               

 

 
 
             В заключительной части Собрания участники услышали доклад Генерального директора НП ААС Носовой О.А. о приоритетных направлениях развития НП ААС на 2013 – 2015 годы и задали руководству НП ААС ряд важных и интересных вопросов.  
 
  В дискуссии выступил председатель Комитета по региональной политике НП ААС Жуков С.П., который высказал свои предложения и замечания по организации работы в территориальных отделениях. Также выступили и другие участники Собрания со своими предложениями и пожеланиями по вопросам деятельности НП ААС

 

Отчет Правления
НП "Аудиторская Ассоциация Содружество"
о работе за период с июня 2012 по июнь 2013 года
 

Глава I . Совремонное состояние саморегулирования аудиторской деятельности
 
 
Саморегулируемые оргаизации аудиторов  и показатели их деятельности
 

   По состоянию на 1 июня 2013 года в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов внесено 5 некоммерческих организаций, полностью выполняющие установленные Федеральным законом № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» нормы:

 
№ п/п
Наименование
Регистрационный номер записи о внесение сведений в реестр
Дата и номер приказа Минфина России о внесении сведений в реестр
1
Некоммерческое партнерство "Аудиторская Палата России" (АПР)
01
01.10.2009г.,
№ 455
2
Некоммерческое партнерство "Институт Профессиональных Аудиторов" (ИПАР)
02
30.10.2009г.,
№ 514
3
Некоммерческое партнерство "Московская аудиторская палата" (МоАП)
03
26.11.2009г.,
№ 578
4
Некоммерческое партнерство "Российская Коллегия аудиторов" (РКА)
05
22.12.2009г.,
№ 675
5
Некоммерческое партнерство "Аудиторская Ассоциация Содружество" (ААС)
06
30.12.2009г.,
№ 721
 
 27 июня 2012 года Минфином России было принято решение об исключении из Государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов Некоммерческого партнерства «Гильдия аудиторов ИПБР». 
 Согласно сведений из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 01 января 2013 года членами СРО аудиторов являются 24 146 аудиторов (включая индивидуальных аудиторов) и 4 833 аудиторских организаций.
 
Члены
АПР
ИПАР
МоАП
РКА
ААС
ВСЕГО
Аудиторы
6 581
2 515
5 899
3 634
4 620
23 249
Индивидуальные аудиторы
145
134
156
188
274
897
Аудиторские организации
1 056
346
1 236
885
1310
4833
 
На основании анализа представленных СРО аудиторов в Минфин России отчетов об их деятельности можно отметить следующие показатели:
 1) Наличие и количество территориальных подразделений на территории Российской Федерации.
   
АПР
ИПАР
МоАП
РКА
ААС
60
10
0
7
28


2) Финансовые показатели деятельности саморегулируемых организаций аудиторов: 
 

Млн. руб.
АПР
ИПАР
МоАП
РКА
ААС
Доходы за год - всего
80,1
24,2
55,6
40,8
38,0
из них:
 
 
 
 
 
вступительные и членские взносы
67,8
19,7
33,5
29,2
25
взносы на осуществление ВККР
12,0
4,5
6,2
8,3
8,5
Расходы за год - всего
75,5
22,7
50,7
39,6
34,3
из них:
 
 
 
 
 
расходы на содержание аппарата
48,9
21,2
39,8
33,0
29,1
расходы на осуществление ВККР
18,2
1,4
10,3
6,6
4,9

3) Компенсационные фонды саморегулируемых организаций аудиторов: 

Млн. руб.
АПР
ИПАР
МоАП
РКА
ААС
Величина компенсационного фонда
31,9
10,2
29,2
16,6
21,9
Прирост компенсационного фонда
2
0,1
5,5
1,3
9,5
Выплаты из компенсационного фонда
0
0
0
0
0

4) Внешний контроль качества работы членов:   

 
АПР
ИПАР
МоАП
РКА
ААС
РФН
Всего
Количество проведенных проверок - всего
1 542
679
1 516
578
838
115
5 268
в том числе:
 
 
 
 
 
 
 
аудиторских организаций
215
101
260
109
174
115
974
индивидуальных аудиторов
28
9
45
30
24
х
136
аудиторов
1 299
569
1 211
439
640
х
4 158
Количество проверок исполнения требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
200
101
247
109
174
х
831
Количество проверок исполнения требований по противодействию коррупции
200
101
248
107
173
х
829
Количество проверок аудиторских организаций, проводивших аудит ОЗО
45
34
37
46
61
115
338
Количество случаев уклонения от прохождения внешнего контроля качества работы
20
13
105
11
2
7
158
в том числе:
 
 
 
 
 
 
 
аудиторов
7
4
13
5
0
х
29
аудиторских организаций
13
9
92
6
2
7
129
 
5) Деятельность контролеров качества: 
 
 
АПР
ИПАР
МоАП
РКА
ААС
РФН
Количество контролеров качества
295
25
163
80
244
62
в том числе:
 
 
 
 
 
 
штатных
10
0
5
0
3
62
внештатных
285
25
158
80
241
0
Фактически принимавших участие в осуществлении ВККР
138
23
59
42
84
62
из них:
 
 
 
 
 
 
количество проверок, приходящихся на одного контролера качества
11,2
29,5
25,7
13,8
10,0
1,9
 
6) Обучение аудиторов по программам повышения квалификации:
 
 
АПР
ИПАР
МоАП
РКА
ААС
Количество образовательных учреждений, аккредитованных саморегулируемыми организациями аудиторов
75
40
32
28
43
в том числе:
 
 
 
 
 
до 100 аудиторов
58
35
21
22
32
до 500 аудиторов
15
4
8
5
9
до 1000 аудиторов
1
1
1
0
2
более 1000 аудиторов
1
0
2
1
0
Количество утвержденных программ повышения квалификации аудиторов
91
45
39
41
43
в том числе:
 
 
 
 
 
количество программ, утвержденных в отчетном году
28
4
1
1
2
Количество аудиторов, которые должны были пройти обучение за отчетный год
6699
2662
6055
3838
4896
из них:
 
 
 
 
 
количество аудиторов, прошедших обучение за отчетный год
6236
2519
5780
3584
4703

 

Совет по аудиторской деятельности

Совет по аудиторской деятельности (далее – Совет) образован в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Положение о Совете утверждено приказом Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 146н. 
В 2012 г. проведено четыре заседания Совета; заседания проводились регулярно – один раз в три месяца. Деятельность Совета осуществлялась в соответствии с планом работы на 2012 г., утвержденным Советом 22 декабря 2011 г. Кроме того, Совет рассмотрел ряд вопросов по инициативе Рабочего органа Совета и Минфина России. 
От имени аудиторской профессии членами Совета являются представители  двух саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвинуты совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. В первой половине 2012 г. оба представителя аудиторской профессии являлись руководителями саморегулируемых организаций аудиторов; во второй половине года аудиторская профессия представлена руководителем аудиторской организации и руководителем саморегулируемой организации аудиторов. От НП ААС в состав Совета была избрана Член Правления НП ААС, Генеральный директор НП ААС Носова Ольга Александровна. 
В отчетном году Советом были рассмотрены вопросы стандартизации аудиторской деятельности в Российской Федерации и вопросы аттестации и повышения квалификации аудиторов. Проведена работа над предложениями по улучшению ситуации на рынке аудиторских услуг в Российской Федерации.
Также Советом рассмотрены результаты деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в 2011 г., в том числе результаты осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. На основе проведенного анализа саморегулируемым организациям аудиторов предложен ряд мер по совершенствования их деятельности.
 В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» сведения о деятельности Совета и его Рабочего органа являются открытыми и общедоступными. 
 
 
Рабочий орган Совета по аудиторской деятельности
 
В целях подготовки решений Совета по аудиторской деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» создан Рабочий орган Совета. Положение о Рабочем органе Совета утверждено приказом Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 146н. Состав Рабочего органа Совета и его численность утверждены приказом Минфина России от 30 июля 2012 г. № 278. Представители аудиторской профессии в Рабочем органе Совета составляют более 70 % общего числа членов. От НП ААС в состав Рабочего органа Совета вошли:
1.     Шеремет Анатолий Данилович - Председатель Правления НП ААС, Президент НП ААС;
2.     Чая Владимир Тигранович - Член Правления НП ААС, Директор НП ААС по контролю за качеством аудиторской деятельности;
3.     Старовойтова Елена Витальевна – Член Правления НП ААС, Председатель Комитета НП ААС по профессиональной этике и независимости аудиторов.
В 2012 г. проведено 11 заседаний Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности. Заседания проводились регулярно. Подготовка заседаний Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности велась, как правило, в постоянных комиссиях Рабочего органа.
   Члены НП ААС входят в состав каждой из пяти комиссий Рабочего органа и принимают активное участие в их работе. Каждое из СРО аудиторов организует работу одной из комиссий РО САД. НП ААС организует работу комиссии по аттестации и повышению квалификации, председателем которой назначен Шеремет А.Д., а секретарем комиссии – Носова О.А.
 За 2012 год данной комиссией подготовлено несколько докладов по вопросам повышения квалификации, разработаны рекомендации СРО аудиторов  по организации обучения аудиторов в связи с принятием новой редакции Кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрено 15 ходатайство СРО аудиторов об одобрении Советом по аудиторской деятельности признания саморегулируемой организации аудиторов уважительной причины несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».
В отчетный период деятельность Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности осуществлялась в соответствии с планом работы на 2012 г. и поручениями Совета по аудиторской деятельности, а также в инициативном порядке.
 
 
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)
 
В соответствии с частью 3 статьи 5 и частью 5 статьи 10 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, государственную функцию по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности так называемых общественно значимых организаций (ВККР АО).
Предметом ВККР АО является соблюдение аудиторской организацией требований Федерального закона № 307-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
В рамках осуществления ВККР АО Росфиннадзором и его территориальными органами в 2012 году проведено 115 выездных внешних проверок, из них:
 - 113 внешних проверок в рамках исполнения Плана Росфиннадзора на 2012 год, из которых 15 проверок в организациях - членах НП ААС;
 - 2 внеплановые внешние проверки в связи с поступлением жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации (среди которых членов НП ААС нет).
В отношении 97 аудиторских организаций были приняты меры дисциплинарного воздействия (3 - члены НП ААС). В результате вынесенных постановлений о наложении административного штрафа в доход федерального бюджета поступило 45 тыс. рублей.
Кроме того, в связи с наличием признаков уклонения от проведения внешней проверки или воспрепятствования деятельности по проведению проверочных мероприятий проведение плановых выездных внешних проверок в 9 аудиторских организациях не представлялось возможным (1 - член НП ААС).
20 аудиторских организаций, включенных в План Росфиннадзора на 2012 год, прекратили свое членство в саморегулируемой организации аудиторов (в том числе 2 организации - члены НП ААС).
За отчетный период по предписаниям Росфиннадзора к членам НП ААС применены следующие меры:
1)    предупреждения о недопустимости нарушения – 11;
2)    предписание – 1;
3)    приостановление членства – 2.                                                                                                                                                                                
          

 Национальный Союз аудиторских объединений (НСА)

В 2012 году НСА принимал самое активное участие в организации информационных писем на разные уровни власти, указывая на те негативные последствия, которые произойдут в аудите, если не вернуться к пересмотру и доработке отдельных норм 307-ФЗ.
Одним из значительных этапов работы НСА стало проведение заседание Экспертного Совета при Комитете по финансовым рынкам ГД, которое состоялось 19 декабря 2012 года под председательством Н.В. Бурыкиной. В этом мероприятии приняли участие руководители всех СРО аудиторов, представители коллегиальных органов СРО, а также представители аудиторских организаций. Итогом этого заседания стало решение о выработке аудиторским профессиональным сообществом предложений по изменению отраслевого закона. Для реализации решения была создана Рабочая группа, ответственным секретарем которой была назначена директор НСА  М.М. Воронина. На данном этапе идут процедуры согласования этих предложений. В ближайшее время этот документ будет передан в отраслевой Комитет ГД РФ.
2012 год стал юбилейным годом аудита в России. Нашей профессии исполнилось 25 лет. НСА принял активное участие в работе над 12 номером журнала «Аудит» за 2013 год, посвященного этой юбилейной дате.
На постоянной основе НСА принимает активное участие в работе постоянно действующих рабочих групп, созданных при Совете ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности. Эти группы разрабатывают предложения по внесению изменений в 315-ФЗ и отраслевые законы, тех отраслей, которые в законодательном порядке переведены на саморегулирование. Работа идет по трем основным направлениям:
- роль Национальных объединений;
- нормы, обеспечивающие информационную открытость СРО и Национальных объединений;
- унификация требований к специализированным органам, разработка Дисциплинарного кодекса.  
 
 
Глава 2. Основные показатели деятельности НП ААС за отчетный год
  
На основании норм ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» саморегулируемым организациям аудиторов Минфином России были переданы следующие функции:
1. ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций – членов СРО НП ААС;
2. подтверждение соблюдения аудиторами - членами СРО НП ААС требования законодательства о прохождении ежегодного обучения по программам повышения квалификации (ОППК) путем внесения соответствующей записи в реестр НП ААС и контроль за прохождением аудиторами ОППК;
3. осуществление внешнего контроля за соблюдением членами СРО НП ААС требований федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов;
4. рассмотрение дел о применении в отношении членов НП ААС мер дисциплинарного воздействия, в том числе рассмотрение дел по аннулированию квалификационных аттестатов аудиторов;
5. организация обучения и повышения квалификации аудиторов – членов НП ААС;
6. выдача квалификационных аттестатов аудитора (с 1 января 2011 года).
 Остановимся более подробно на каждой.
 
Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаци НП ААС
 
По состоянию на 31 декабря 2012 года Реестр аудиторов и аудиторских организаций НП ААС содержит сведения о 6204 членах (в том числе о 4894
аудиторах и о 1310 аудиторских организациях). По сравнению с количеством членов на конец 2011 года, когда в составе членов НП ААС было 3700 членов (в том числе 2948 аудиторах и 752 аудиторских организациях), можно отметить, что членская база выросла на 68 % (2504 члена).
Ежедневно сотрудниками Отдела ведения реестра НП ААС обрабатывается более 100 обращений по вопросам регулярного информирования Минфина России о членах, принятых в СРО НП ААС, прекративших свое членство, изменивших статус, а также об изменениях в сведениях, содержащихся в реестре, сведения о прохождения контроля качества, повышении квалификации, и пр.
 
 
Осуществление внешнего контроля качества аудиторской деятельности аудиторскими организациями, аудиторами – членами НП ААС.
 
За 2012 год Комиссия по контролю за качеством аудиторской деятельности НП ААС провела 32 заседания, на которых было принято 838 решений по результатам проверок внешнего контроля качества, из них аудиторских организаций – 174, аудиторов 640, индивидуальных аудиторов – 24. Всего за 2012 год выдано: 
1)    сертификатов (за соблюдение требований № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций) – 69; 
2)     свидетельств  (за соблюдение требований № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, за исключением отдельных недостатков) – 735; 
3)     выписок из Комиссии по контролю за качеством (за неполное соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций) – 34.
По результатам проведенных проверок ежегодно для Минфина России готовится и представляется информация о типичных нарушениях, выявленных СРО НП ААС в ходе осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций – членов СРО НП ААС.  По результатам работы, Комиссия по контролю за качеством аудиторской деятельности, ежегодно составляет Отчет о состоянии системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов. Годовой отчет о состоянии ВККР публикуется на официальном сайте НП ААС в сети «Интернет».
Комиссия по контролю за качеством НП ААС за отчетный период (2012 – 2013) года провела большой объем работы и в целом рассмотрела 15 мотивированных обращений на действия аудиторских компаний, нарушающих 307 Федеральный Закон РФ, требования стандартов аудиторской деятельности и кодекса этики аудиторов. По 11 обращениям приняты решения и даны ответы на жалобы. 5 жалоб находятся в процессе проведения внеплановых проверок по поступившим жалобам.
  За отчетный период в отдел контроля качества поступило более чем 120 писем от аудиторских организаций и аудиторов, по всем письмам даны поясняющие ответы.
Контроль качества работы членов осуществляется уполномоченными экспертами по внешнему контролю качества НП ААС прошедшими специальную подготовку и квалификационное тестирование. В отчетном периоде продолжалась работа по подготовке и повышению квалификации уполномоченных экспертов. Сформировано и подготовлено три группы уполномоченных экспертов по контролю качества аудиторской деятельности. Из них положительно сдали тестирование и получили звание уполномоченного эксперта 76 человек. За отчетный период Комиссией по контролю за качеством аудиторской деятельности проведено два выездных семинара в Краснодаре и Санкт-Петербурге.
За отчетный период 40 уполномоченных экспертов повысили квалификацию уполномоченного эксперта и сохранили за собой статус контролера НП ААС, 37 уполномоченных экспертов не повысили квалификацию контролера НП ААС и утратили право на проведение проверок внешнего контроля качества,  2 уполномоченных эксперта исключены из Реестра уполномоченных экспертов НП ААС в связи с исключением из НП ААС.
Также был организован в рамках повышения квалификации аудиторов - членов НП ААС, отвечающих за реализацию внутреннего контроля качества в аудиторских организациях, специальный курс обучения по программам, направленных на подготовку по прохождению внешнего контроля качества аудиторской деятельности со стороны НП ААС.
 
 
Организация обучения и повышения квалификации аудиторов
   
На сегодняшний день при НП ААС аккредитовано 48 учебно-методических центра, расположенных во всех Федеральных округах Российской Федерации. Из них 3 УМЦ были исключены из Реестра УМЦ НП ААС, и 2 УМЦ не заключили договора на 2012 год. Решениями Правления НП ААС утверждены 45 программ повышения квалификации аудиторов.
В 2012 году прошли повышение квалификации 4703 члена НП ААС.  Не прошли повышение квалификации аудиторов 193 члена, из которых 15 человек - по уважительной причине, признанной НП ААС без одобрения Совета по аудиторской деятельности, и 5 человек по причинам, которые  можно признать уважительными после одобрения Советом по аудиторской деятельности (ходатайства находятся на рассмотрении).
Наибольшее число аудиторов – членов НП ААС прошли повышение квалификации в следующих учебных центрах:
1. АНО «Институт переподготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов» - 714 человек.
2. НОУ «Центр профессиональной подготовки «СТЕК» - 598 человек.
3. ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» - 374 человека. 
Постоянно проводится анкетирование обучающихся по вопросам качества проведения семинаров.
В целях обеспечения контроля за прохождением аудиторами обязательного повышения квалификации были проведены проверки проведения обучения в 36 группах, проводивших занятия согласно представленным календарным планам. В трех образовательных организациях, включенных в УМЦ НП ААС, проведены плановые проверки деятельности УМЦ. Данная работа будет продолжаться.
 

Подтверждение прохождения ежегодгного обучения по программам повышения квалификации (ОППК)
 
Процедура подтверждения прохождения аудиторами повышения квалификации регламентирована Положением о прохождении ежегодного обязательного обучения по программам повышения квалификации и порядке подтверждения соблюдения членами  НП ААС требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, изменения в которое вносились на протяжении всего года. И в октябре 2012 года была утверждена окончательная редакция Положения, нормы которого позволяют упростить работу как аудиторам, так и сотрудникам НП ААС.
В соответствии с вышеуказанным Положением в отчетном периоде Отделом внутреннего контроля НП ААС  подтверждено соблюдение требования о прохождении ОППК по 2784 квалификационным аттестатам аудиторов, что практически в 3 раза превышает итоги предыдущего отчетного периода.
 
 
Выдача квалификационных аттестатов аудитора
 
С 1 января 2011 года саморегулируемым организациям аудиторов передана функция выдачи квалификационных аттестатов аудиторов. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора определен Приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 161н. В 2011 году НП ААС утвердило решением Правления НП ААС «Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора членам НП ААС (протокол 38 от 25.05.2011г.). 
В 2011 году НП ААС выдало 41 квалификационный аттестат аудитора, в 2012 году – 223 аттестата и в 2013 году (по июнь с.г.) – 57 аттестатов.
Квалификационные аттестаты аудиторов выдаются аудиторам, успешно сдавшим квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора, сдаваемый в упрощенном порядке в 2011-2012 годах. В настоящее время начата выдача квалификационных аттестатов аудиторам, сдавшим квалификационный экзамен впервые.
 
 
Рассмотрение дел по анулированию квалификационнных аттестатов аудиторов
 
С начала 2010 года согласно статьи 12 ФЗ- № 307 решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимает саморегулируемая организация аудиторов в отношении своих членов. 
При этом СРО аудиторов сама устанавливает порядок аннулирования аттестатов аудитора, и вправе, с одобрения Совета по аудиторской деятельности, признать уважительной причину несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации.
По результатам рассмотрения дел Правлением НП ААС были приняты решения об аннулировании квалификационных аттестатов 168 аудиторам, а по 9 случаям направлены в Совет по аудиторской деятельности ходатайства о признании уважительной причины несоблюдения требования об обязательном повышении квалификации. В ряде случаях, утвержденных в рекомендациях Совета по аудиторской деятельности, причина несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам ПК  может быть признана СРО аудиторов уважительной без одобрения Советом по аудиторской деятельности. За отчетный период НП ААС признало уважительной причину несоблюдения требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации 28 аудиторам.
 
 
Применение мер дисциплинарного воздействия
 
За период с 28.06.2012 г. по 26.06.2013 г. было проведено 9 заседаний Дисциплинарной комиссии НП ААС, на которых рассмотрены вопросы 1022членов нашей организации.  
 Согласно решениям Дисциплинарной комиссии НП ААС применены следующие меры дисциплинарного воздействия к аудиторским организациям и аудиторам:
1)    предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения – 8;
2)    иные меры (замечания) – 242;
3)    предупреждения – 92;
4)    штраф – 7;
5)    по 84 делам Дисциплинарной комиссией было принято решение не применять меры дисциплинарного воздействия.
 На основании рекомендации Дисциплинарной комиссии НП ААС решением Правления НП ААС утверждены следующие меры:
1)    исключение из членов НП ААС – 23 аудиторские организации и 168 аудиторов;
2)    приостановление членства до момента устранения нарушений  -  43.
 
 
Глава 3. Итоги работы органиов управления НП ААС и Дирекции НП ААС
 
 
Правление НП ААС
 
 В соответствии с Уставом НП ААС коллегиальным органом управления является Правление НП ААС. На сегодняшний день в состав Правления входят 29 членов, которые были утверждены Общим собранием членов НП ААС в 2010 - 2012 гг., 7 из которых являются независимыми. 
За отчетный период Правлением НП ААС проведено  59 заседаний, где рассматривались и принимались решения по вопросам, касающимся всех направлений уставной деятельности. Каждый член Правления курировал определенное направление деятельности НП ААС, либо выполнял конкретные поручения Правления.
 
 
Специализированные и профильные органы НП ААС
 
Для выполнения основных функций деятельности НП ААС сформированы специализированные органы и профильные комитеты.
В начале 2012 года была проведена огромная работа по изменению Комиссий и Комитетов, а также по проведению ротации их членов.
Таким образом, Правлением были приняты следующие решения:
1) Об исключении из компетенции Комиссии по контролю за качеством аудиторской деятельности и соблюдением профессиональной этики и независимости аудиторами – членами НП ААС вопросов профессиональной этики и независимости. Комиссия была переименована в  Комиссию по контролю за качеством аудиторской деятельности, а по вопросам этики и независимости создан Комитет по профессиональной этике и независимости аудиторов;
2) Комитет по стандартизации аудиторской деятельности и аудиторской практике переименован в Комитет по стандартизации и методологии аудиторской деятельности;
3) В связи с разделением полномочий Комитет по аудиту государственных унитарных предприятий и обществ с долей государственной собственности в уставном капитале переименован в Комитет по обязательному аудиту и создан новый Комитет по аудиту общественно значимых предприятий;
4) Комитет по информационной политике и работе со СМИ переименован в Комитет по информационной политике;
5) В функции каждого комитета были включены функции по взаимодействию с профессиональными объединениями и органами государственной власти. В связи с чем, Комитет по взаимодействию с профессиональными объединениями и органами государственной власти был ликвидирован.
6) Практически полностью все Комитеты НП ААС поменяли свои составы, а в ряде Комитетов избраны новые председатели. 
По состоянию на сегодняшний день действуют 3 специализированных органа и 11 профильных комитетов. 
Члены Комитетов и Комиссий на общественных началах выполняют функции, возложенные на них Правлением НП ААС. Установилась и набрала свой темп совместная работа профильных комитетов НП ААС и соответствующих комиссий территориальных отделений. Комитеты НП ААС стали работать в тесной взаимосвязи друг с другом, с Правлением НП ААС и Дирекцией НП ААС.

 
Членство НП ААС
 
По состоянию на отчетную дату в Реестре аудиторов и аудиторских организаций содержатся сведения о 1364 аудиторских организациях, 4511 аудиторах и 262 индивидуальных аудиторах. Общая численность составляет 6137 членов.
В отчетном периоде НП ААС содействовало членам НП ААС в осуществлении ими профессиональной деятельности, консультационном, методологическом и информационном обеспечении их профессиональной деятельности, способствовало трудоустройству своих членов, оказывало помощь потенциальным членам в подготовке документов на вступление. Особое внимание было уделено 2-му полугодию 2012 года, когда поток вступающих, из-за исключения из Реестра СРО аудиторов Гильдии аудиторов, резко увеличился. Для сокращения сроков рассмотрения документов на вступление была временно увеличено количество сотрудников, осуществляющих прием и рассмотрение документов и подготовку их к рассмотрению на заседании Правления, что позволило без задержки рассмотреть документы и принять более 2000 членов.
За период с июня 2012 по июнь 2013 отделом по работе с членами НП ААС получена и обработана входящая корреспонденция в объеме более 9500 поступлений, зарегистрирована и отправлена исходящая корреспонденция объеме более 5200 отправлений, выдано Свидетельств о членстве около 2000 штук.
В течение этого периода в отдел поступало около 100 звонков в день по вопросам предоставления информации о порядке вступления в члены НП ААС, разъяснение Положения о членстве, о реестре аккредитованных в НП ААС учебно-методических центров, о порядке сдачи квалифицированного экзамена единого образца, о необходимости предоставления информации об изменениях реестровых данных членов НП ААС. Также ежедневно в НП ААС проводится работа по выдаче членам НП ААС всех необходимых документов, в том числе кодов доступа в «Личный кабинет аудитора», выписок из реестра и т.д. 
Регулярные рассылки по электронной почте, с напоминанием всем членам НП ААС о выполнении требований Устава НП ААС о сроках и размерах оплаты квартальных и годовых членских взносах, об обязательном ежегодном повышении квалификации.
 Активно работает консультационный центр, предоставляющий членам НП ААС как письменные, так и устные ответы на интересующие их вопросы, связанные с осуществлением аудиторской деятельности.
Продолжена работа методологического кабинета, к материалам и практическим наработкам которого доступ имеет исключительно члены нашего профессионального объединения. В рамках работы методологического кабинета члены НП ААС решают актуальные вопросы аудиторской деятельности с практическим их решением.
Унифицированы и утверждены новые формы внутренней отчетности для членов НП ААС. Теперь для заполнения отчета потребуется незначительное количество времени, а заполненную форму можно представлять в НП ААС по электронной почте.
 
 
Сайт НП ААС
 
За отчетный год проделана не маловажная работа по актуализации и структурированию информации, размещенной на сайте НП ААС. 
В целом весь сайт НП ААС был переработан, в частности, созданы новые разделы сайта, позволяющие членам НП ААС быстро ознакомиться с необходимой информацией. Например, к ним можно отнести:
- «Протоколы» - в данном разделе члены НП ААС могут ознакомиться с решениями, принятыми Правлением НП ААС;
- «Дисциплинарное производство» - в данном разделе вся необходимая информация о работе Дисциплинарной комиссии;
- О работе иностранных коллег члены НП ААС могут ознакомиться, перейдя в раздел «Международное сотрудничество»;
- Посмотреть какие нововведения в аудиторском законодательстве можно в разделе «Обсуждаем законопроекты». Также в этом разделе члены НП ААС могут дать свои предложения.
Большая работа была уделена созданию нового реестра, размещенного на сайте. Предпосылками обновления формы реестра послужили изменения федерального законодательства в области информационной открытости саморегулируемых организаций. Теперь любой желающий может воспользоваться строками поиска и узнать о том или ином члене практически всю необходимую информацию.
В связи с принятием 7 июня 2013 года Федерального закона № 113 « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций» дирекции НП ААС предстоит большая работа, связанная с внесением дополнительной информации в реестр, публикуемый на сайте СРО аудиторов, такой как ИНН всех членов, паспортные данные членов, место рождения. Согласно данного закона  за нарушения саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации предусмотрены штрафы в размерах от 5 до 250 тысяч рублей.
 С мая 2013 года на сайте НП ААС заработал «Личный кабинет». Разработана система регистрации, для входа в личный кабинет, позволяющая не только не допустить несанкционированного доступа лица, не являющегося членом НП ААС, но и выявить различного рода изменения, произошедшие у члена НП ААС.  
 
 
Контроль деятельности НП ААС Минфином России
 
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минфином России 28 августа – 11 сентября 2012 г. проведена внеплановая документарная проверка соблюдения НП ААС требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, в части раскрытия ими информации о своей деятельности и деятельности своих членов. Проверка проведена за период с даты внесения сведений саморегулируемых организаций аудиторов в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов по 7 августа 2012 г.      
  Выявленные по результатам проверки замечания, были устранены в кратчайшие сроки. В Минфин России было направленно соответствующее письмо. Результаты исправленных замечаний были одобрены на заседание Совета по аудиторской деятельности в декабре 2012 года. Также Минфином России, в период 13 - 17 мая 2013 г., проведена еще одна внеплановая документарная проверка НП ААС. Предметом проверки было соблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, в части участия в ассоциациях (союзах) саморегулируемых организаций, а именно вступления НП ААС в Национальный союз аудиторов. Данное решение в соответствии с действующим уставом НП ААС было принято Правлением НП ААС, обсуждалось и было одобрено на Общем собрании членов НП ААС в 2012 году, однако не было внесено в протокол Общего собрания членов НП ААС в виде отдельного решения.
На основании полученного предписания Минфина России этот вопрос включен в повестку дня Общего собрания членов НП ААС 26 июня 2013 года вместе с вопросом о внесении изменений в устав НП ААС.
В соответствии с нормами ФЗ «Об аудиторской деятельности» саморегулируемая организация аудиторов обязана предоставлять в Минфин России ежегодную отчетность. Начиная с отчетности за 2012 год, в Минфин России предоставляется отчетность СРО аудиторов по новой форме федерального статистического наблюдения № 3-аудит «Сведения о деятельности саморегулируемой организации аудиторов». Данная форма утверждена Приказом Росстата № 615 от 23 ноября 2012г. Срок предоставления отчетности установлен до 1 апреля года, следующего за отчетным. НП ААС была предоставлена отчетность в полном объеме в установленные сроки.
 
 
Методическая работа
 
В течение отчетного периода членам НП ААС, по их письменным запросам, предоставлялись формы внутрифирменных стандартов и рабочих документов, рекомендованные для использования в работе аудиторами.
За отчетный период НП ААС принято 2 методических материала по вопросам аудиторской деятельности:
- Правила внутреннего контроля качества работы индивидуального аудитора (для членов НП ААС – индивидуальных аудиторов);
- Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (для членов НП ААС – индивидуальных аудиторов)
В рамках повышения квалификации аудиторов - членов НП ААС, отвечающих за реализацию внутреннего контроля качества в аудиторских организациях, организован специальный курс обучения по программам, направленных на подготовку по прохождению внешнего контроля качества аудиторской деятельности со стороны НП ААС.
 
 
Финансовая база НП ААС и компенсационные фонды
 
 
Поступления НП ААС состоят из вступительных (единовременных) взносов, членских взносов, взносов на проведение предварительной экспертизы, взносов на проведение контроля за качеством аудиторской деятельности, обязательных отчислений Учебно-методических центров от количества аудиторов повысивших квалификацию.
Ежеквартально производится выверка по уплате членских взносов. Ведется активная работа с должниками. К сожалению не все члены НП ААС своевременно и в полном объеме уплачивают членские взносы, предусмотренные Положением о Членстве. На 25 июня 2013 задолженность членов НП ААС составляет около 1,5 млн. рублей, это примерно  30%. 
С целью разграничения дополнительной имущественной ответственности своих членов перед потребителями аудиторских услуг и третьими лицами, в НП ААС создано два компенсационных фонда, сумма средств которых составляет 21 миллион 898,8 тысяч рублей.
Общий прирост от инвестирования средств компенсационных фондов НП ААС за 2012 г. составил 887,3 тысячи рублей. Выплат из компенсационных фонов НП ААС не производилось.
 
 
Деятельность НП ААС в области развития аудиторской профессии.
 
В отчетном периоде организовано и проведено более 40 встреч руководства НП ААС с представителями органов государственной власти и бизнес – сообщества в субъектах Российской Федерации по вопросам развития аудиторской деятельности, результатом чего явились подписанные соглашения, участие в совместных мероприятиях, совместные заявления и др.
Так при активном участии Дирекции по региональному развитию в отчетном периоде были подписаны соглашения с:
- ТПП Воронежской области;
- Магнитогорской Торгово-Промышленной Палатой;
- Ассоциацией по подбору персонала;
- Ассоциацией «Недра»;
- Палатой судебных экспертов;
- ГК «Ростехнологии».
Важным результатом проводимой эффективной политики НП ААС явилось открытие при Администрации г. Магнитогорска и г. Златоуста постоянно действующего кабинета  для проведения консультаций в области бухгалтерского учета и налогообложения  коммерческих организаций,  муниципальных предприятий и  индивидуальных предпринимателей в рамках реализации городской программы поддержки малого и среднего бизнеса. Достигнута договоренность с Администрацией г. Мурманска об организации работы подобного кабинета.
 В отчетном периоде совместно с Калининградской ТПП реализован проект «Завтрак с аудитором» направленный на повышение статуса аудиторской и бухгалтерской профессии, улучшение качества представляемой бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, снижение рисков для компаний.  В качестве стратегического направления, усиливающее эффективность работы НП ААС, как саморегулируемой организации аудиторов, и укрепляющее двусторонние связи с федеральными и региональными органами государственной власти можно считать совместные мероприятия с региональными министерствами, территориальными управлениями по управлению госимуществом, налоговыми инспекциями, контрольно-счетными органами, представителями финансовых управлений и управлений по экономическому развитию, Торгово-промышленными палатами и др.
Так в сентябре в г. Санкт – Петербурге проведена совместная конференция представителей финансового контроля «Достоверность. Сохранность. Эффективность». В мероприятии участвовали представители государственных контролирующих органов, ревизоры и контролеры хозяйствующих субъектов, внутренние аудиторы, судебные эксперты, представили таможенных органов и др.
В сентябре в г. Волгограде проведена конференция «Поддержка малого и среднего бизнеса, в которой приняли участие представители организаций малого и среднего бизнеса Волгограда и Волгоградской области.
В декабре 2012 г. в г. Новосибирске проведена конференция «Практические аспекты организации и проведения конкурсов по отбору аудиторских организаций для осуществления аудита государственных предприятий и обществ с долей собственности государства более 25 процентов». В конференции приняли участие представители УФАС РФ, Росимущества, предприятий подведомственных ГК «Ростехнологии», судебные приставы и др.
Правлением было утверждено проведение НП ААС конкурса «Лучший аудитор - 2013» - проект, который ставит своей задачей  повысить престиж, усилить общественную значимость и дальнейшее развитие аудиторской профессии, а также выбрать среди представителей аудиторского сообщества всех регионов России самых достойных и профессиональных аудиторов.  По состоянию на отчетную дату сформировано 25 конкурсных комиссий. Проведение самого Конкурса запланировано на 4 квартал 2013 года.
Представители НП ААС приняли участие в ежегодном III Всероссийском форуме саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития». Организатором форума выступил Российский союз промышленников и предпринимателей при поддержке Комитета по вопросам собственности ГД ФС РФ и Национальных объединений саморегулируемых организаций. 
В мае 2013 года в г. Ростов-на-Дону проведено Открытое общее собрание членов Ростовского территориального отделения НП ААС по ЮФО и СКФО. Одновременно проведена Научно-практическая конференция на тему: «Стратегия и актуальные вопросы развития методик аудиторской деятельности, финансово-ревизионного контроля, экспертизы и управленческого учета».
За прошедший год НП ААС совместно с территориальными отделениями НП ААС было проведено более 40 мероприятий, в том числе более 20 мероприятий носили обучающий характер. Обсуждались наиболее важные проблемы аудиторской деятельности: подготовка к сдаче экзамена на получение единого аттестата аудитора, новое в бухгалтерском учете, механизмы обеспечения профессиональной ответственности, новые направления сопутствующих аудиту услуг и т.д. Наиболее значимыми мероприятиями, проведенными НП ААС в данном направлении, являются следующие:
1. Выездное заседание дискуссионного клуба на тему: «Вопросы подготовки и сдачи упрощенного экзамена на получение единого аттестата аудитора», прошедший в гг. Улан – Удэ, Ростове-на-Дону, Волгограде, Краснодаре, Воронеже и Сургуте;
2. Круглый стол, посвященный проблемам деятельности членов НП ААС и направлениям их развития прошедший в гг. Тюмень, Нижневартовск, Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Сыктывкар, Ростов-на-дону, Брянск, Ярославль, Краснодар и Сочи;
3. Круглый стол на тему: «Продвижение и маркетинг компании в сфере аудита. Постановка продаж», направленный на формирование у руководителей аудиторских организаций навыков по привлечению новых клиентов, который был проведен в гг. Москва и Красноярск;
4. Семинар на тему: «Обеспечение безопасности персональных данных: рекомендации по организации работы компании в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ « О персональных данных»» состоявшийся в г. Москве;
5. Дискуссионный клуб на тему: "Важнейшие изменения бухгалтерского и налогового законодательства в 2011 г.» состоявшийся гг. Краснодар и Ростов-на-Дону;
6. Тренинг на тему: «Возможности медиации в финансовой сфере» состоявшийся в г. Москве;
7. Семинары, направленные на развитие у членов НП ААС навыков развития сопутствующих аудиту услуг, состоявшиеся в гг. Москва, Волгограда, Новосибирск, Пермь;
8. Семинар на тему: «Изменения в бухгалтерском учете» прошедший в гг. Москва, Красноярск, Ростов-на дону, Краснодар и Ульяновск;
9. Семинары по внешнему контролю за качеством деятельности прошедшие в гг. Брянск, Н.Новгород, Пенза, Екатеринбург, Ярославль, Краснодар, Волгоград, Ростов-на-дону, Новосибирск, Пермь, Самара и Воронеж;
10. Тренинг по приобретению опыта (умения, навыков, практики) участия в конкурсных отборах аудиторов состоявшийся в г. Новосибирске;
11. Круглого стола по теме «Уральский рынок аудита: новый виток развития рынка или пустые ожидания?» в г. Екатеринбурге;
12. Круглый стол на тему «Нововведения в аудиторской деятельности и практика прохождения процедуры ВККР, проводимой Росфиннадзором по Краснодарскому краю» в г. Краснодаре;
 13. Круглый стол для руководителей аудиторских организаций и аудиторов на тему «Нововведения в аудиторской деятельности» в г. Санкт-Петербурге и в Москве. В отчетном периоде осуществлялось регулярное размещение статей и продвижение деятельности членов НП ААС в журналах Аудитор, Бизнес-партнер, Бухгалтерская газета, Аудит и налогообложение, Сохранность, Курьер, сайт all-sro.org. Также проводились рекламно – маркетинговые мероприятия по продвижению членов НП ААС, разрабатывались рекламные буклеты и открылись сайты территориальных отделений НП ААС.
Большая работа проведена в рамках работы общественных приемных по приему членов НП ААС, проведению деловых переговоров по привлечению в члены НП ААС, выдачу рекомендаций, помощи в подготовке документов на вступление, распространению кодов доступа к личному кабинету на сайте Минфина России среди аудиторских организаций – членов НП ААС и др.
         Продолжается выпуск «Вестника НП ААС».
 
 
Региональная политика НП ААС
 
НП ААС формирует организационную структуру и строит свою деятельность в регионах с учетом разумного распределения своих функций между органами управления НП ААС и ее региональными структурными подразделениями, что позволяет создать вертикально интегрированную структуру аудиторского сообщества.
Работа по развитию региональной сети является приоритетной для НП ААС и ведется в направлении создания в субъектах РФ территориальных отделений, отвечающих за работу с аудиторскими организациями и аудиторами – региональными членами НП ААС.
Члены НП ААС проживают в 76 регионах Российской Федерации, и объединены в 28 территориальных отделений, которые образованы во всех Федеральных округах Российской Федерации.
В отчетном году произошли изменения в структуре некоторых территориальных отделений:
1.     Краснодарское территориальное отделение было преобразовано в Краснодарское территориальное отделение по ЮФО и СКФО. Возглавил отделение Голенко Валерий Сергеевич;
2.     Ростовское территориальное отделение переименовано в Ростовское территориальное отделение по ЮФО и СКФО;
3.     Волгоградское территориальное отделение переименовано в Волгоградское территориальное отделение по ЮФО;
4.     Создано новое Территориальное отделение Приморского края, руководителем которого назначена Тарасова Елена Юрьевна.
В отчетном периоде Дирекцией по региональному развитию была проведена большая работа по внедрению корпоративной системы управления работой региональных отделений. Так, разработаны и внедрены в работу отделений:
1)    регламент организации взаимодействия НП ААС с органами государственной власти, профессиональными и отраслевыми объединениями, а также общественными институтами; 
2) формы типового плана и отчета работы отделений;
3) корпоративный стиль НП ААС;
4) стандарт управления для руководителей отделений;
5) матрица основных задач для руководителей региональных комиссий в целях организации и контроля их деятельности;
6) типовое соглашение с органами государственной власти и местного самоуправления;
7) система контроля работы Советов территориальных отделений, а также контроль исполнения Территориальным отделением переданных НП ААС функций на региональном уровне;
8) технология организации и работы совместных рабочих групп с органами государственной власти, профессиональными и отраслевыми объединениями, а также общественными институтами;
9)  практические тренинги для руководителей отделений с целью совершенствования управленческого опыта;
10)           технология взаимодействия членов НП ААС с потребителями услуг и созданы условия для расширения их собственного рынка, путем организации и проведения конференций, охватывающих разные категории пользователей аудиторских и сопутствующих аудиту услуг;
11)           интернет - страницы ряда территориальных отделений. 
Начиная с 2013 года вступило в силу решение Правления НП ААС о назначении территориальных координаторов. На сегодняшний день Координаторы назначены в Территориальном отделении по С.Петербургу и Ленинградской области, а также в Волгоградском, Воронежском, Нижегородском, Ростовском и Тюменском отделениях.
 
 
Международное сотрудничество
  
В отчетном периоде проведена не маловажная работа по сотрудничеству с нашими зарубежными коллегами.
НП ААС стала членов Международной ассоциация по бухгалтерскому образованию и исследованиям (IAAER). Миссией данной организации является продвижение передового опыта в области бухгалтерского образования и научных исследований по всему миру, а также максимального вклада ученых в развитие и обеспечение высокого качества, всемирно признанных стандартов бухгалтерского учета.
На одном из заседаний Правления НП ААС поднимался вопрос о вступлении еще в 2-а международных профессиональных сообщества, а именно в Евразийский Совет Сертифицированных Бухгалтеров и Аудиторов» (ЕССБА) и в Международную федерацию бухгалтеров (IFAC). В связи с единогласным решением Правление НП ААС, данный вопрос поставлен на голосование Общего собрания членов НП ААС 26 июня 2013 года.
 
 
 
 
 
Настоящий доклад- это обмен мнениями между дирекцией и членами по вопросу: как будет дальше развиваться наша с Вами организация.
Можно было бы сегодня выступление построить так: основные направления развития, как мы их видим, какие цели и задачи мы ставим. И это было бы правильно. Но я хотела бы несколько по-другому построить выступление, а именно рассказать, как мы видим дальнейшее развитие нашей организации и, самое важное, что Вы - наши члены, ждете от нее.
Надо сразу отметить, что хотя девиз нашей организации: «Создана аудиторами для аудиторов», это не означает, что у СРО, и у ее членов одни и те же задачи.
Задачи аудиторов и аудиторских организаций - это оказание аудиторских услуг, выполнение стандартов аудиторской деятельности, участие в конкурсах для получения заказов и т.д.
У СРО аудиторов задачи несколько другие. Это выполнение возложенных федеральными органами полномочий, таких как ведение реестра, проверка контроля качества, организация повышения квалификации, принятие мер дисциплинарного воздействия. То есть СРО согласно законодательству осуществляет функцию входа в профессию в системе регулирования аудиторской деятельности. Есть еще и другие органы: это
·           уполномоченный Федеральный орган, которым в соответствии с ФЗ назначено Министерство Финансов,
·           уполномоченный федеральный орган по надзору и контролю, которым согласно нормативным документам назначен Росфиннадзор,
·           Совет по аудиторской деятельности, сформированный в соответствии с 307-ФЗ,
·           Рабочий орган Совета по аудиторской деятельности.
И нам в своей работе нельзя не учитывать деятельности этих органов, так как если СРО будет снижать требовательность к своим членам, то может произойти согласно действующему законодательству ситуация, когда СРО лишат аккредитации за невыполнение своих функций.
Но в чем отличие между всеми этими субъектами аудиторской деятельности? В том, что руководство СРО осуществляется самими аудиторами- членами организации. То есть Общее собрание утверждает состав Правления, выбирает Президента, Генерального директора, и, все эти органы, выбранные членами СРО, проводят работу. Это и есть реализация принципа саморегулирования, согласно которому мы строим свою работу уже четыре года.
И вот сегодня мы хотели высказать свое видение развития нашей с Вами организации, а также очень бы хотели услышать от Вас, что Вы ждете от СРО, какие вопросы больше всего Вас волнуют, какую помощь Вы хотите получать.
Какие приоритеты в работе СРО мы ставим? Это - защищенность своих членов и оказание помощи в их работе.
Мы понимает, что в первую очередь успешная работа СРО аудиторов – это четкое выполнение своих функций. Мы не занимаемся никакой предпринимательской деятельностью, и финансирование работы СРО происходит только за счет полученных членских взносов, взносов от контроля качества и поступлений от УМЦ. С определенной уверенностью, могу сообщить Общему собранию, что мы несколько лет не повышаем размер членских взносов и повышать их не планируем, несмотря на инфляцию и увеличение количества функций, возложенных на СРО. Во главу угла свой деятельности мы ставим принцип оптимизации расходования членских взносов. Сейчас в аудите, к сожалению, такая ситуация, когда всем тяжело, когда несколько падают объемы, уменьшается стоимость проектов и выручка, поэтому СРО аудиторов не может этого не учитывать. Также следует отметить, что начиная в 2010 года до сегодняшнего дня мы не пересматривали размер отчислений УМЦ от повышения квалификации аудиторов и пересматривать не собираемся, понимая, что любое увеличение тут же увеличит стоимость прохождения повышения квалификации. 
И 3я составляющая часть нашего бюджета – это поступления от проведения контроля качества. Мы просчитали, утвердили на заседании Правлении и думаю, что общей радости, сообщаю, что с 1 июня 2013 года взносы на прохождение ВККР снижены на 25%. При этом оплата экспертов контроля качества осталась без изменения.
Каждый год Общее собрание утверждает смету доходов и расходов СРО аудиторов. Так как мы сами аудиторы и с учетом общей ситуации в аудите, при подготовке данного документы мы исходили из принципа экономного расходования членских взносов.
Мы с удовлетворением отмечаем тот факт, что более половины аудиторов и аудиторских организаций, переходивших по ряду известных причин в прошлом году из Гильдии, выбрали наше СРО аудиторов. За счет этого численность членов НП ААС увеличилась в 2012 году в 1,7 раза по сравнению с прошлым годом. С одной стороны, такое увеличение позволило увеличить наш бюджет, с другой стороны, это также добавило ответственности и существенно увеличило объем работы.
С увеличением количества членов, а мы теперь является абсолютными лидерами среди СРО аудиторов по количеству аудиторских организаций – 1310, мы поняли, что часть работы надо переносить в Территориальные отделения. Если этого не сделать, то нам придется существенно увеличивать расходы по оплате почтовых услуг, телефонных разговоров и придется увеличивать штат сотрудников. В начале этого года после утверждения на Правлении Стратегии регионального развития НП ААС мы стали достаточно активно заключать договора с координаторами Территориальных объединений, по представлению руководителей ТО. Согласно этих договоров часть работы, которая раньше проводилась дирекцией НП ААС, перенесена в регионы. И тут как всегда важна золотая середина. Мы не можем передать в регионы больше, чем имеем на это право. Понятно что вся ответственность за выполнение функций СРО, переданных нам Минфином, остается за нами. И ближайшая проверка, которая назначена на февраль 2014 года, опять будет тому подтверждением. Поэтому мы достаточно четко выверили, что без ущерба общему делу может быть передано в ТО, а что мы не имеем право передавать. Поверьте, вся дирекция НП ААС, болеет за оценку деятельности СРО не меньше остальных, так как это является оценкой нашей работы, компетентности, профессионализма и никто не хочет остаться без работы и тем более подвести тех, кто нам поверил.
Как и в предыдущие годы, мы продолжаем практику оплаты целевых мероприятий Территориальных отделений, а именно аренда зала для проведения Общих собраний, конференций, семинаров и т.д., оплата раздаточных материалов, буклетов и других организационных расходов. Здесь хочется пожелать руководителям территориальных отделений проявлять больше активности в своей работе: организация собраний, встреч, проведение других мероприятий.
Другой вопрос, которого я бы хотела коснуться, это работа Комитетов НП ААС. Зачастую аудиторы активно подают заявки на включение их в состав комитета, а потом пропадают. Нужно оценить свои возможности и желание работать по вопросам СРО, по планам, составленным председателями Комитетов. Мы и так большую часть нагрузки переложили на плечи Дирекции. Очень активно работает Дисциплинарная комиссия. Объем работы огромный, сотрудник дирекции готовит порой на рассмотрение до 300 вопросов и заседание может продолжаться до глубокой ночи. Остальным Комитетам хочется пожелать большей активности. Дирекция готова оказать различную помощь в работе Комитетов.
 
О приоритетных направлениях развития НП ААС на 2013-2015 г.г.
 
 
В современных условиях, в условиях глобализации в мире, аудит подвергается существенному реформированию. В нашей стране, как и в ряде других стран, развитие аудита в последние годы происходит достаточно активно. Были разработаны и приняты ряд Федеральных законов, разработаны положения по бухгалтерскому учету, приближенные к международным стандартам, разработаны ПСАД, максимально приближенные к МСА.
В связи с этим, можно с уверенностью сказать, что за последние 10 лет рынок аудиторских услуг сформировался в достаточно устойчивый и востребованный сектор экономики. И ежегодно этот рынок растет и развивается. Однако можно сказать, что существует ряд проблем, которые тормозят развитие аудита и тем самым снижают его эффективность.
В сложившейся ситуации как следствие возникает сильная конкуренция между участниками рынка, что приводит к тому, что некоторые из участников начинают резко снижать цены на услуги аудиторов, демпингуют. Пользователи аудиторских услуг хотят получить подписи аудитора за меньшие деньги. Такое, ничем не обусловленное снижение приводит соответственно и к снижению качества оказываемых услуг. Вместо детального и тщательного анализа всей финансовой отчетности недобросовестный аудитор может на основе поверхностной оценки дать свое положительное заключение.
Так как в нашей стране существует низкий государственный контроль, это приводит к тому, что можно вообще не проводить проверок. Это и есть так называемый «черный» аудит, который наносит огромный урон рынку и его участникам, снижает репутацию института аудита.
 
Поскольку эта проблема существует на протяжении нескольких лет, Правительством РФ было принято решение внести коррективы в регулирование аудиторской деятельности. Был принят Федеральный закон №307-ФЗ от 30.12.08 «Об аудиторской деятельности». Суть закона сводится к переводу аудиторской профессии на принципы саморегулирования.
 
С 01.01.2010 г. право на осуществление аудиторской деятельностью дает обязательное членство в саморегулируемой организации (СРО) аудиторов – некоммерческой профессиональной организации, состоящей из аудиторских фирм, ИП и аудиторов. СРО аудиторовпереданы целый ряд полномочий и контрольных функций, который ранее осуществлял Минфин. Именно СРО обязывает своих членов внедрить аудиторские стандарты и стандарты качества, обеспечить механизм ответственности аудиторов (через солидарную ответственность членов СРО) и обеспечить систему повышения квалификации и аттестации кадров.
 
Саморегулируемые организации проводят регулярные проверки аудиторской деятельности своих членов. Вследствие нарушений стандартов деятельности, выявленных в ходе проверки, СРО может отозвать аудиторский аттестат и лишить компанию членства. А если учесть, что аудитор сможет быть членом, лишь одной СРО это приведет к уходу с рынка.
 
На первом этапе существования СРО вход новых участников был свободным, теперь саморегулируемые организации аудиторов занялись чисткой своих рядов, т.к. между СРО существует конкуренция за более высокую репутацию.
 
СРО после вверенных им государственных функций несет материальную ответственность, в отличие от государства. Причем страхование ответственности не отменяет компенсационного фонда. Компенсационный фонд создан для того, чтобы существовал механизм ответственности аудиторов перед всеми, кто сможет доказать в суде, что понес ущерб от деятельности или бездеятельности. Компенсационный фонд выступает в роли единственного механизма самоочистки профессионального сообщества.
 
Итак, обновленный закон должен привести к цивилизованности рынка аудиторских услуг, а также к солидности и весомости имиджа аудитора.
Очевиден и тот факт, что после этих нововведений должен был произойти скачок цен на аудиторские услуги. Рост цен будет обусловлен ростом издержек ведения самой аудиторской деятельности. У аудиторов появятся новые статьи расходов, такие как плата в компенсационный фонд и содержание СРО, обучение необходимое для переаттестации и т.д. Также рост будет связан с ростом издержек и ужесточения правил, так сказать изменятся «условия жизни» аудиторских фирм, что приведет к уходу множества мелких участников, которые не уделяют должного внимания внутренним системам контроля качества, не придерживаются стандартов аудиторской деятельности.
Использование механизмов саморегулирования позволяет улучшить взаимодействие государства и профессионального сообщества, ликвидировать дублирование функций, расширить свободу и ответственность субъектов рынка, сократить вертикаль управления, повысить качество профессионального регулирования.
Саморегулирование направлено на защиту интересов профессии, повышение качества аудиторских услуг. Саморегулирование дополняет государственное регулирование профессии и предъявляет к участникам рынка более жесткие требования по качеству оказываемых услуг, чем это делает государство.
 
Приоритетные направления деятельности СРО аудиторов на современном этапе должны обеспечивать повышение качества аудиторских услуг, повышение надежности финансовой информации, проверенной аудитором, а также быть направлены на развитие рынка аудиторских услуг России.
Основной целью выполнения СРО аудиторов основных функций по аттестации, повышению квалификации аудиторов и проведению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций является реализация задачи повышения качества оказания аудиторских услуг.
Сейчас есть необходимость проанализировать перспективы развития саморегулирования аудита в России в условиях присоединения к ВТО и перехода на международные стандарты аудита.
 
Результаты анализа регулирования аудиторской деятельности при возрастающей конкуренции на рынке аудиторских услуг и сравнение с опытом других стран показали необходимость защиты интересов национальных аудиторских компаний.
 
В связи с сокращением численности потенциальных членов СРО аудиторов и сокращением их доходов, назрела необходимость   
 
·оптимизации издержек дирекции СРО аудиторов,
 
· повышения эффективности управления,
 
· активизации работы СРО аудиторов по развитию рынка аудиторских услуг,
 
· более четко определять размеры членских взносов.
 
На наш взгляд, в ближайшее время приоритетными направлениями деятельности СРО аудиторов, обеспечивающие развитие рынка аудиторских услуг и повышение авторитета аудиторской профессии, будут такие как:
 
·       разработка внутренних регламентов и процедур СРО аудиторов,
 
·     повышение результативности работы СРО аудиторов в части обеспечения защиты профессиональных интересов своих членов,
 
·      обеспечение взаимодействия с союзами потребителей аудиторских услуг (ассоциациями, торгово–промышленными палатами),
 
·     создание единого отраслевого третейского суда,
 
·       утверждение нормативов минимальных трудозатрат на аудиторские услуги,
 
·       разработка плана мероприятий по освобождению рынка аудиторских услуг от недобросовестных аудиторов,
 
·     принятие мер по предотвращению снижения качества, демпинга цен, коррупции, конфликта интересов участников рынка и т.д.).