навигация по сайту
Координаты:
Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
Некоммерческое партнерство "Аудиторская палата Южного региона"

Отчет о деятельности Совета по аудиторской деятельности за 2014 г.

12.02.2015 г

 
  ОТЧЕТ  
деятельности Совета по аудиторской деятельности 
за 2014 г.

1. Общие положения
 
Совет по аудиторской деятельности (далее – Совет) образован в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности. Положение о Совете утверждено приказом Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 146н.
В 2014 г. плановые заседания Совета проводились регулярно – один раз в три месяца.Деятельность Совета осуществлялась в соответствии с планом работы на 2014 г., утвержденным Советом 17 декабря 2013 г. Кроме того, Совет рассмотрел ряд вопросов по инициативе Рабочего органа Совета, саморегулируемых организаций аудиторов и Минфина России.
В целях подготовки решений Совета в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» создан Рабочий орган Совета (далее – Рабочий орган). Положение о Рабочем органе Совета утверждено приказом Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 146н.
В 2014 г. проведено 12заседаний Рабочего органа. Заседания проводились ежемесячно (за исключением августа). Подготовка заседаний Рабочего органа велась, как правило, в постоянных комиссиях: Комиссия по вопросам регулирования аудиторской деятельности(12заседаний), Комиссия по мониторингу рынка аудиторских услуг (8), Комиссия по контролю качества работы (8), Комиссия по аттестации и повышению квалификации (8), Комиссия по вопросам саморегулирования (4).    
 
 
2. Состав и основные функции Совета
 
 В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» состав Совета утвержден приказом Минфина России от 8 сентября 2014 г. № 277. Среди членов Совета десять представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, три представителя правительственных органов, представитель Центрального банка Российской Федерации и два представителя аудиторской профессии.
Кандидатуры представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности представлены общероссийскими общественными организациями «Российский союз промышленников и предпринимателей», «Деловая Россия» и «ОПОРА РОССИИ», Ассоциацией российских банков. Среди пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторских услуг по 30 % составляют представители инвестиционных институтов и составителей отчетности и по 20 % - представители финансовых институтов и рейтинговых агентств. Порядка 40 % членов Совета имеют в прошлом профессиональный опыт, связанный с аудиторской деятельностью.
Правительственные органы в Совете представляют сотрудники Минфина России как федерального органа исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности и Минэкономразвития России как федерального органа исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности.
От имени аудиторской профессии членами Совета являются представители двух саморегулируемых организаций аудиторов, кандидатуры которых выдвинуты совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов. В 2014 г. аудиторская профессия была представлена в Советеруководителями аудиторских организаций и руководителем саморегулируемой организации аудиторов. Ротация представителей аудиторской профессии в Совете проведена в плановом порядке в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
Работа Совета направлена на поддержание высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах. Основными функциями Совета являются: рассмотрение вопросов государственной политики в сфере аудиторской деятельности; рекомендация федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельности, к утверждению; одобрение обязательных к применению кодекса профессиональной этики аудиторов и правил независимости аудиторов и аудиторских организаций; оценка деятельности саморегулируемых организаций аудиторов; подготовка предложений по проведению внешних проверок качества работы аудиторских организаций.
Для обеспечения исполнения Советом возложенных на него законодательством Российской Федерации функций он сформирован как орган, независимый от аудиторской профессии и правительственных органов. Более 60 % членов Совета представляют пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторских услуг. Председателем Совета является также представитель пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторских услуг.
Состав Рабочего органа и его численность утверждены приказом Минфина России от 17 октября 2014 г. № 363. Представители аудиторской профессии в Рабочем органе составляют более 70 % общего числа членов.  Помимо представителей всех саморегулируемых организаций аудиторов в Рабочий орган входит руководитель автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия» (далее – ЕАК), два представителя Минфина России, а также представители научной и педагогической общественности.
В конце 2014 г. в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» проведена ротация членов Совета и его Рабочего органа. Совет и его Рабочий орган в обновленном составе приступят к работе с 1 января 2015 г.
 

3. Основные направления деятельности Совета 
 
В 2014 г. основная деятельность Совета была сосредоточена на решении следующих вопросов:
совершенствование условий конкуренции на рынке аудиторских услуг;
развитие аудиторской профессии;
совершенствование законодательства и стандартов аудиторской деятельности;
внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов.
Результатом проведенной Советом работы стало улучшение условий функционирования рынка аудиторских услуг и укрепление институтов аудиторской профессии. 


3.1. Совершенствование условий конкуренции   
на рынке аудиторских услуг 
 
Центральным вопросом повестки деятельности Совета в 2014 г. стало состояние рынка аудиторских услуг и совершенствование условий конкуренции нанем.
По результатам проведенного Рабочим органом анализа обобщенных данных о деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в 2013 г. Совет сделал ряд важных для развития аудиторского рынка выводов (июнь):
а) ситуация на рынке аудиторских услуг в большей степени определяется общими экономическими условиями в стране;
б) административные меры увеличения количества аудируемых лиц (за счет распространения требования проведения обязательного аудита на новые виды экономической деятельности, введения мер административной ответственности за непроведение обязательного аудита, т.п.) могут привести к росту недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг и деградации института аудита в рыночной экономике;
в) негативное воздействие на рынок аудиторских услуг оказывают предпринимаемые в последнее время попытки необоснованного сужения деятельности, традиционно осуществляемой аудиторскими организациями, аудиторами.
Совет определил в качестве основной цели нынешнего этапа развития аудиторского рынка сохранение его стабильностиза счет диверсификации оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами услуг, объективно востребованных экономическими субъектами, а также обеспечения надлежащего качества таких услуг. Реализация этой цели предполагает решение таких задач, как интенсификация процесса оказания услуг посредством распространения передовых технологий и методов аудиторской практики, стандартизации аудиторских бизнес-процессов, повышение квалификации аудиторов в сфере оказания услуг, отличных от традиционного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, повышение качества оказываемых услуг, в том числе за счет стабильного повышения профессиональных компетенций и навыков, повышения стандартов контроля качества работы.
С целью стабилизации рынка аудиторских услуг в 2014 г. Советом был осуществлен комплекс мерсовершенствования условий конкуренции нанем. Важнейшими, среди них, стали:
а) улучшение практики проведения открытых конкурсов по выбору поставщика аудиторских услуг;
б) определение признаков недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг;
г) оказания помощи в создании и развитии национальных сетей аудиторских организаций;
д) усиления независимости аудиторских организаций от существенных групп взаимосвязанных клиентов;
            е) обеспечения условий для обучения международным стандартам аудита;
            ж) введение процедур совместного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно-значимых организаций.
Рабочим органом Совета обобщен лучший опыт организации и проведения открытых конкурсов по выбору поставщика аудиторских услуг, обеспечения объективности и прозрачности таких конкурсов. Для оказания методической помощи организаторам открытых конкурсов по выбору поставщика аудиторских услуг Совет одобрил подготовленные его Рабочим органом: рекомендации аудиторским организациям по раскрытию информации на своем официальном Интернет-сайте (июнь); методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (сентябрь);примерный договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (сентябрь).
С целью создания условий, препятствующих недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг, а также оказания методической помощи организаторам открытых конкурсов по выбору поставщика аудиторских услуг и саморегулируемым организациям аудиторов Совет одобрил разработанный его Рабочим органом методический документ «Признаки недобросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг» (декабрь).
Для укрепления потенциала аудиторских организаций, повышения их конкурентоспособности Рабочим органом Совета проанализирован международный опыт деятельности сетей аудиторских организаций и выработан общий подход к определению перечней российских и международных сетей аудиторских организаций (сентябрь). Работа по данному направлению будет продолжена в 2015 г.
С целью усиления независимости аудиторских организацийот существенных групп взаимосвязанных клиентов Совет одобрил подготовленные его Рабочим органом разъяснения положений Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций (декабрь). Данные разъяснения призваны оказать помощь аудиторским организациям в применении названных Правил, а также саморегулируемым организациям аудиторов и Федеральной службе финансово-бюджетного надзора в осуществлении контроля соблюдения аудиторскими организациями этих Правил.
В условиях перехода к применению Международных стандартов аудита важным является обеспечение условий для обучения этим стандартам. Одной из мер в данном направлении стала разработка Рабочим органом и одобрение Советом программы подготовки преподавателей для организации и осуществления обучения применению международных стандартов аудита (декабрь). Эта программа призвана обеспечить подготовку квалифицированных преподавателей для организации и осуществления обучения применению международных стандартов аудита.
По поручению Совета его Рабочий орган изучилмеждународный опыт введения и применения процедур совместного аудита (ноябрь). По результатам анализа такого опыта признано нецелесообразным введение этих процедур в Российской Федерации. 

 
3.2. Развитие аудиторской профессии
 
 В 2014 г. Совет уделял особое внимание вопросам развития аудиторской профессии, в частности, ее структуре и институтам.
По инициативе Совета с участием Фонда «НСФО», Московской аудиторской палаты, Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и Финансового университета при Правительстве Российской Федерации организован и проведен  круглый стол «Консолидация профессиональной деятельности в сфере бухгалтерского учета и аудита» (март). В нем приняли участие представители аудиторских организаций, составителей и пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, саморегулируемых организаций аудиторов, профессиональных бухгалтерских объединений, научной общественности, заинтересованных федеральных органов власти. В ходе круглого стола обсуждались вопросы единства аудиторской и бухгалтерской профессии, ее основных атрибутов и институтов.
Совет провел совместно с Научно-исследовательским финансовым институтом круглый стол «Повышение престижа аудиторской профессии» (октябрь). Участниками этого мероприятия были представители аудиторских организаций, саморегулируемых организаций аудиторов, научной общественности.На заседании круглого столарассмотрена сложившаяся ситуация в аудиторской профессии, пути повышения ее престижа, роль общественных институтов в этом.
Совет осуществлял систематический мониторинг деятельности основных институтов аудиторской профессии – саморегулируемых организаций аудиторов. В частности, Совет проанализировал результаты деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в 2013 г. (июнь). На основе проведенного анализа определены основные направления работ по дальнейшему совершенствованию этой деятельности, в частности, усиление методической работы с целью повышения уровня квалификации аудиторов в сфере оказания услуг, отличных от традиционного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, и качества аудиторских услуг. Кроме того, Совет призвал саморегулируемые организации аудиторов провести работу по привлечению в свои ряды представителей связанных с аудиторской деятельностью профессий.
В целях поддержки аудиторской профессии в Крымском федеральном округе Совет уделил особое внимание обеспечению условий ведения аудиторской деятельности в этом субъекте Российской Федерации в переходный период. Рабочий орган Совета с участием саморегулируемых организаций аудиторов предложил подход к решению данного вопроса; подход был поддержан Советом (июнь) и реализован в соответствующем законодательном акте. Кроме того, Совет одобрил подготовленную его Рабочим органом программу повышения квалификации для аудиторов Республики Крым и города федерального значения Севастополя (июнь). В течение 2014 г. саморегулируемые организации аудиторов организовали обучение аудиторов Крымского федерального округа по этой программе (декабрь).
С целью мониторинга проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (далее – квалификационный экзамен) по представлению ЕАК Совет проанализировал результаты сдачи квалификационного экзамена в 2014 г. (декабрь). Отмечен низкий уровень подготовки претендентов к сдаче квалификационного экзамена.По предложению Рабочего органа Совет признал деятельность ЕАК по организационно-техническому и методическому обеспечению квалификационного экзамена в 2014 г.удовлетворительной. Вместе с тем ЕАК предложено продолжить совершенствование процедуры сдачи квалификационного экзамена, обеспечив последовательность применения методических подходов к установлению перечня вопросов, предлагаемых претендентам, и открытость методических требований, предъявляемых к проверке знаний претендентов. Совет поддержал предложение ЕАК обизменении нацеленности квалификационного экзамена: проверять на экзамене компетенции, а не знания. Одновременно саморегулируемым организациям аудиторов рекомендовано усилить контроль за качеством обучения лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью,соответствующими образовательными организациями.     
На основе анализа, проведенного Рабочим органом, Совет рассмотрел результаты исполнения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, а также деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по организации такого обучения в 2013 г. (сентябрь). Совет подтвердил, что для совершенствования этой деятельности особое значение имеет ее координация. В связи с этим в дополнение к направлениям координации, рекомендованным Советом в 2013 г., саморегулируемым организациям аудиторов предложено координировать: определение перечня и разработку программ повышения квалификацииаудиторов; ежегодное определение приоритетов обучения по программам повышенияквалификации аудиторов; организацию обучения по программам повышения квалификацииаудиторов (обеспеченность регионов Российской Федерации условиями дляобучения, требования к образовательным организациям, допустимые иприоритетные формы обучения, проверка качества знаний по результатамобучения, документационное оформление обучения, осуществление контролякачества услуг, оказываемых образовательными организациями, др.);организацию и осуществление текущего и перспективного планированияаудиторами повышения квалификации.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» Совет рассмотрел ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов об одобрении случаев признания уважительными причин несоблюдения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации (март,июнь,сентябрь, декабрь). За год в Совет поступило 15 ходатайств, удовлетворены 8 ходатайств.
Велась подготовка проекта профессионального стандарта аудитора. Рабочий орган образовал временную рабочую группу (экспертный совет) для обсуждения вопросовподготовкипроекта стандарта(июнь). К концу 2014 г. рабочая группа завершила подготовку проекта стандарта и представила его для широкого общественного обсуждения (декабрь). Работа будет продолжена в 2015 г.
По инициативе саморегулируемых организаций аудиторов Совет обратился к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с предложением активнее использовать экспертный потенциал Совета и саморегулируемых организаций аудиторов (сентябрь). 

 
3.3. Совершенствование законодательства и стандартов  
аудиторской деятельности 
 
Советом и его Рабочим органом велась систематическая работа по анализу практики применения Федерального закона «Об аудиторской деятельности». По результатам такого анализаСоветом рассмотрен ряд проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в отдельные статьи этого Федерального закона либо иных законодательных актов. Совет одобрил законопроекты, предусматривающие: совершенствование порядка осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (март); допуск налоговых органов к документам и сведениям, составляющим аудиторскую тайну (март);нормы, обеспечивающие независимость аудиторских организаций при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (июнь); улучшение информационного обеспечения и информационной открытости процессов регулирования аудиторской деятельности (декабрь); уточнение прав и обязанностей аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при выполнении процедур, связанных с противодействием отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (декабрь).
Вместе с тем, руководствуясь общественными интересами, Совет не поддержал законодательную инициативу по установлению обязанности аудиторских организаций публиковать ежегодную статистическую отчетность об аудиторской деятельности (март).Кроме того, Совет не согласился с предложением Рабочего органа о включении в состав Совета руководителей всех саморегулируемых организаций аудиторов, предложив последним активизировать свое участие в деятельности Совета и его Рабочего органа (март).
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 403-ФЗ, предусматривающего переход к непосредственному применению международных стандартов аудита в российской практике, Совет продлил на 2015 г. действие своего решения о приостановлении работы по программе разработки федеральных стандартов аудиторской деятельности на 2012-2014 гг. (декабрь).
Совет провел мониторинг применения Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций (декабрь). По результатам мониторинга саморегулируемым организациям аудиторов и Федеральной службе финансово-бюджетного надзора предложено совершенствовать контроль соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами норм профессиональной этики и правил независимости. В рамках данного вопроса в связи с внесением изменений в Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принятый Международной федерацией бухгалтеров, Совет одобрил изменения Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, касающиеся взаимодействия аудиторов с представителями собственников аудируемого лица и определения связанных сторон в аудиторской деятельности (декабрь).Одобрены также подготовленные Рабочим органом Совета разъяснения Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, посвященные обеспечению независимости аудиторских организаций от существенных групп взаимосвязанных клиентов (декабрь).
     

3.4. Внешнийконтроль качества работы  
аудиторских организаций, аудиторов 

 

 
В течение года Совет и его Рабочий орган осуществляли систематический мониторинг состояния внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов. Данная деятельность рассматривается Советом в качестве важнейшейсоставляющей регулирования аудиторской деятельности. При этом Совет исходил из равнозначности независимого от аудиторской профессии контроля и контроля, осуществляемого саморегулируемыми организациями аудиторов.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» независимый от аудиторской профессии контроль качества работы аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимых клиентов, осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Совет обсудил результаты осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (март). По результатам обсуждения приняты рекомендации по формированию Федеральной службой финансово-бюджетного надзора плана внешних проверок качества работы аудиторских организаций на 2015 г. (март).В связи с общественным резонансом, вызванным отзывом лицензий на осуществление банковской деятельности у ряда кредитных организаций, Совет поручил Федеральной службе финансово-бюджетного надзора и саморегулируемым организациям аудиторов провести специальные проверки аудиторских организаций и аудиторов, проводивших аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности этих кредитных организаций (июнь).
Совет одобрил порядок применения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора мер воздействия в отношении аудиторских организаций (июнь). При этом подчеркнута важность единообразного подхода данной Федеральной службы к оценке нарушений, выявляемых при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций и назначению мер воздействия.
Саморегулируемые организации аудиторов контролируют качество работы всех своих членов (аудиторских организаций и аудиторов). Состояние этой деятельности в 2013 г. обсуждалось Советом (июнь). По итогам обсуждения саморегулируемым организациям аудиторов предложен комплекс мер, направленных на совершенствование данной деятельности. Особое внимание обращено на необходимость противодействия уклонению аудиторских организаций и аудиторов от внешнего контроля качества работы.
В целях совершенствования методической базы организации и осуществления внешнего контроля качества работы индивидуальных аудиторов Совет одобрил подготовленные его Рабочим органом рекомендации саморегулируемым организациям аудиторов (март).
Продолжалась работа по совершенствованию взаимодействия саморегулируемых организаций аудиторов и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по осуществлению внешнего контроля качества работы (март).
В порядке надзора Советом рассмотрена информация о результатах проведенных Минфином России проверок саморегулируемых организаций аудиторов – некоммерческих партнерств «Аудиторская Ассоциация Содружество» (март, декабрь), «Институт профессиональных аудиторов» (декабрь), в частности, по вопросам осуществления ими внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов.Саморегулируемые организации аудиторов - некоммерческие партнерства «Российская коллегия аудиторов» (март) и «Аудиторская Ассоциация Содружество» (сентябрь)предоставили Совету информацию об устранении нарушений, выявленных по результатам проведенных Минфином России проверок.
В порядке контроля исполнения своих решений Советпроанализировал исполнение саморегулируемыми организациями аудиторов рекомендаций: по осуществлению внешнего контроля качества работы индивидуальных аудиторов; по развитию их сотрудничества с Росфиннадзором в вопросах организации и методического обеспечения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций; по организации в 2014 г. повышения квалификации аудиторов Крымского федерального округа (декабрь).                      
 

4. Открытость и общедоступность сведений о деятельности Совета
 
 В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» сведения о деятельности Совета и Рабочего органа являются открытыми и общедоступными.
Открытость и общедоступность сведений о деятельности Совета и Рабочего органа обеспечивалась, главным образом, путем размещения информации на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет». Для этого в разделе «Аудиторская деятельность» сайта открыт подраздел «Совет по аудиторской деятельности». В этом подразделе размещены:
Положение о Совете, состав и регламент Совета, планы работы Совета на 2012-2014гг., отчеты о работе Совета за июль-декабрь 2011 г., 2012-2013 гг.,порядок рассмотрения Советом запросов по применению законодательстваРоссийской Федерации об аудиторской деятельности;
Положение о Рабочем органе, состав и регламент Рабочего органа, типовое положение о постоянной рабочей группе (комиссии) Рабочего органа, перечень и состав постоянных комиссий и временных рабочих группРабочего органа, планы работы Рабочего органа на 2012-2014 гг., отчеты о работе Рабочего органа за июль-декабрь 2011 г., 2012-2013 гг.
За активное участие в работе Совета объявлена благодарность Совета членам Совета Гришиной Е.В., Соловьеву Д.Б. и Соломону Н.И., председателю Рабочего органа (2014 г.) Козловой Л.А. и членам Рабочего органа Винокурову М.Д., Каспиной Р.Г., Лобовой Т.В.(декабрь). Министр финансов Российской Федерации объявил благодарностьпредседателю Совета Вьюгину О.В. (декабрь).
Систематически размещаются информационные сообщения о предстоящих и состоявшихся заседаниях Совета и Рабочего органа. Протоколы заседаний Совета и Рабочего органа размещены на специально открытых для этого страницах сайта.
Кроме того, открытость и общедоступность сведений о деятельности Совета и Рабочего органа обеспечивалась приглашением на заседания заинтересованных лиц, в частности, руководителей саморегулируемых организаций аудиторов, а также предоставлением информации о деятельности Совета и Рабочего органа средствам массовой информации.
 
Председатель
Совета по аудиторской деятельности                                                                    О.В.Вьюгин