навигация по сайту
Координаты:
Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
Некоммерческое партнерство "Аудиторская палата Южного региона"

МСА В РОССИИ: ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ И ПЕРСПЕКТИВА.

02.03.2015 г

 

МСА В РОССИИ: ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ И ПЕРСПЕКТИВА.

 

 Что гласит закон

Законодательная база, определяющая признание и применение Международных Стандартов Аудита в Российской Федерации была создана в конце 2014 года.
 02.12.2014 года вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ внесены изменения, в том числе касающиеся перехода на международные стандарты аудита.
В чем же суть изменений российского законодательства и каковы последствия для аудиторов?
Основные цели этих изменений - переход к применению в России международных стандартов аудита и уточнение норм Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» по результатам анализа правоприменительной практики, а также в связи с последними изменениями в российском законодательстве.
 В соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность осуществляется аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Ключевое изменение Федерального закона «Об аудиторской деятельности» заключается в том, что теперь, в качестве таких стандартов в России будут применяться не федеральные стандарты аудиторской деятельности, (утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации или приказом Минфина России), а МСА, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров.
Иными словами, МСА станут обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов, а также аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг).
Законом также установлены сроки признания и применения Международных Стандартов Аудита. МСА подлежат применению, начиная с года, следующего за годом, в котором они будут признаны в России. Переход к применению МСА в России должен быть осуществлен в следующие сроки:
- не позднее 1 октября 2015 г. Правительство Российской Федерации должно установить порядок признания МСА;
- не позднее двух лет со дня вступления в силу этого порядка МСА должны быть признаны в России;
- признанные МСА должны применяться при оказании аудиторских услуг, начиная с года, следующего за годом их признания.
Например, если порядок признания МСА будет установлен в июле 2015 г., то МСА будут признаны не позднее июля 2017 г. и, следовательно, начнут применяться с 1 января 2018 г.
Базовым документом, определяющим признание МСА в России является «Положение о признании документов международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации». Проект Положения одобрен Советом по аудиторской деятельности 17 декабря 2013 г., протокол № 11, http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/legislation/#)
Проект Положения в настоящее время находится в стадии общественного обсуждения. Проект размещен на сайте: http://regulation.gov.ru/project/23210.html?point=view_project&stage=2&stage_id=16381
 Планом Минфина РФ на 2014-2018 год по направлению «Аудит» предусмотрены следующие цели, задачи в отношении МСА и сроки их выполнения:
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита для применения на территории РФ. Срок: 31.03.2015г;
 
- Распоряжение Правительства РФ о проведении переговоров и заключении соглашения между Минфином России и МФБ о ее отказе от авторских прав на международные стандарты аудита на русском языке на территории РФ. Срок: 31.03.2015г;
- Соглашение между Минфином России и МФБ о ее отказе от авторских прав на международные стандарты аудита на русском языке на территории РФ. Срок: 31.12.2015г.;
- Приказ Минфина России о введении в действие базового комплекта международных стандартов аудита на территории РФ. Срок: 31.07.2016г.
- Новые международные стандарты аудита введены в действие на территории РФ
Приказами Минфина России. Срок: 31.12.2016г.
Таким образом, уже в перспективе ближайших 2-3 лет российским аудиторам придется руководствоваться МСА.
 
 
ФСАД и МСА
Стандарты аудиторской деятельности являются общепризнанным механизмом регулирования профессиональной деятельности, как на государственном, так и на негосударственном уровне.
Очевидно, что грядущее упразднение Федеральных Стандартов Аудиторской Деятельности (ФСАД) и применение Международных Стандартов Аудита (МСА) не может не сказаться на работе каждого аудитора.
 Для того, чтобы объективно оценить масштаб и сложность предстоящих перемен, необходимо понять суть МСА, а также сопоставить российские и международные стандарты.
 
МСА и ФСАД: в чем различия?
Так ли сильно российские стандарты аудита отличаются от международных?
На самом деле, принципиальных отличий не так много. Национальные стандарты разрабатывались на основе международных и близки к ним, но разница в том, что в нынешнем процессе национальные стандарты все равно всегда выступают в роли догоняющих. Это стандарты, которые следуют за развитием Международных стандартов аудита.
Российские стандарты отличаются от МСА по структуре и логике изложения, они базируются на положениях российского гражданского права, в них содержатся образцы типичных для российской юридической практики договорных документов и пр. В этом смысле российские стандарты по форме достаточно сильно отличаются от МСА. Тем не менее, они весьма близки по сути, а имеющиеся расхождения связаны, в первую очередь, со спецификой российской правовой практики.
На основе действующих международных стандартов аудита разработан ряд отечественных аналогов – Федеральных Стандартов Аудиторской Деятельности(ФСАД).
В целом ФСАД можно подразделить на несколько групп:
- российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита;
- российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международных стандартов аудита;
- российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе международных стандартов аудита;
- международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита.
Стоит отметить, что значительная часть российских стандартов аудита в существенных аспектах близка к международным стандартам аудита. Имеющиеся расхождения обусловлены различиями в подходах к аудиту, формальными различиями - стиль и оформление документов, реформой международных стандартов аудита.
 
 
МСА: ключевые факты и структура
Разработкой и внедрением международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (IFAC). В настоящее время IFAC (подробная информация о федерации в соответствующем разделе сайта) объединяет 146 действительных членов из 117 стран, в том числе и России. (http://www.ifac.org/ru/about-ifac/membership/members)
Применять международные стандарты аудита в качестве национальных могут только страны, представители которых являются членами Международной Федерации Бухгалтеров.
В настоящее время Международные стандарты аудита состоят из 43 стандартов, включая:
·         36 МСА по аудиту
·         1 МСА по контролю качества
·         2 МСАпообзорнымпроверкам ( ISRE- IS on Review Engagements)
·         2 МСАпопрочимаудиторскимзаданиям (ISAE-IS on Assuarance Engagements)
·         2 МСАпосопутствующимаудитууслугам (ISRS- IS on Related Services).
 
Они структурированы и сгруппированы по следующим темам:
·         Стандарты по вводным положениям (ISА 100-199) выполняют функцию по определению общих условий МСА или рамок аудиторской деятельности (рамочная концепция). Они определяют логику развития МСА, являются основой для разработки новых стандартов, содержат список терминов, общие указания, как по аудиторской деятельности, так и по другим услугам, связанным с аудитом.
·         Стандарты, распределяющие обязанности в рамках аудиторской деятельности (ISА 200-299), определяют условия задания на аудит, примерное содержание договора на выполнение аудиторских услуг, а также условия, при которых аудиторский риск (риск положительного аудиторского заключения вопреки существенным ошибкам в отчетности) должен быть снижен до приемлемого минимума.
·         Стандарты по планированию аудиторской деятельности (ISА 300-399) требуют, чтобы при планировании аудиторской проверки четко определялся круг проверяемых вопросов, состав сотрудников, которые будут участвовать в проверке (имеется ли достаточное количество сотрудников, достаточно ли они компетентны в вопросах, связанных с заказом), необходимость привлечения внешних экспертов, специалистов других аудиторских фирм.
·         Стандарты по использованию результатов оценки рисков и противодействие выявленным рискам (ISА 400-499) исходят из принципа необходимости оценки в рамках внешнего контроля эффективности внутреннего контроля. В ходе планирования аудиторской проверки обязательно следует изучить общее отношение, осведомленность и практические действия руководства предприятия по отношению к системе внутреннего контроля.
·         Стандарты, определяющие аудиторские доказательства (ISА 500-599), устанавливают, что аудитор должен получить достаточное количество соответствующих доказательств, позволяющих сделать обоснованное аудиторское заключение, при этом для получения аудиторских доказательств могут использоваться также внешние данные, подтверждающие те или иные элементы проверки. В этих стандартах приведены примеры процедур проверки.
·         Стандарты, предусматривающие работу аудитора с информацией третьих лиц (ISА 600-699), регулируют вопросы использования информации других аудиторов, взаимодействие со службой внутреннего аудита, использования работы экспертов. МСА 610- использование работы внутренних аудиторов, МСА 620- использование привлеченных экспертов.
·         Стандарты, посвященные итоговым аудиторским заключениям (ISА 700-799), устанавливают, что заключения могут быть не модифицированными, модифицированными, с отказом от выражения мнения. МСА 705- виды аудиторских заключений. МСА 706- раздел «Прочие вопросы в АЗ».
·         Стандарты, регулирующие специальные вопросы (ISА 800-899), определяют вопросы проверки информации, ориентированной на будущее (финансовой информации, служащей основой для прогнозирования возможных событий в будущем). МСА 800- аудит ФО, подготовленной на специальной основе.
·         Стандарты, регулирующие сопутствующие аудиту услуги (ISA 900-999).
·         Стандарты, дополняющие положения по вопросам международной практики аудита (IАРS 1000-1100).
 
Новости МСА
13.02.2015    Изменение кодекса этики аудиторов
IAESBА утвердил изменения в Кодекс этики профессиональных бухгалтеров в отношении предоставления услуг, не связанных с подтверждением достоверности информации для клиентов аудита и клиентов подтверждения достоверности. Если Совет по надзору за общественными интересами (PIOB) одобрит пересмотренные положения, они будут опубликованы в начале апреля. Изменения в Кодекс будет включать в себя:
-изъятие из положений исключений, которые позволяют аудиторской фирме предоставлять определенные услуги по бухучету и налогообложению организациям, представляющим общественный интерес (PIE) в чрезвычайных ситуациях;
-дополнительные руководства и разъяснения относительно того, что представляет собой административная ответственность;
-руководства и разъяснения по поводу понятия "обычных или технических" услуг, связанных с подготовкой бухгалтерского учета и финансовой отчетности для клиентов, не являющихся организациями, представляющими общественный интерес.
IESBA также утвердил соответствующие изменения в разделе 291 Кодекса, касающиеся предоставления услуг, не связанных с подтверждением достоверности информации организациям, которые не являются клиентами аудита. Изменения вступят в силу примерно через год после опубликования окончательного варианта.
 
 
22.01.2015   IAASB предлагает изменения в аудиторскую отчетность
IAASB выпустил предложения для повышения эффективности аудиторского отчета по финансовой отчетности специального назначения. Проект включает в себя предложенные изменения к ISA 800 «Особые аспекты: аудит финансовой отчетности, подготовленной в соответствии со специальными правилами (Special Considerations—Audits of Financial Statements Prepared in Accordance with Special Purpose Frameworks)» и ISA 805 «Особые аспекты: аудит отдельных финансовых отчетов, конкретных элементов, счетов и статей финансовой отчетности (Special Considerations—Audits of Single Financial Statements and Specific Elements, Accounts or Items of a Financial Statement)».
Изменения связаны с ранее изданными новыми и пересмотренными медународными стандартами аудита, в частности ISA 700 «Формирование и представление заключения по финансовой отчетности (Forming an Opinion and Reporting on Financial Statements)», ISA 701 «Общение по ключевым вопросам аудита в докладе независимого аудитора (Communicating Key Audit Matters in the Independent Auditor’s Report)». Таким образом, IAASB внес изменения в ISA 800 и ISA 805, чтобы имелось руководство, как применять усовершенствования аудиторского отчета в ходе проверок финансовой отчетности специального назначения.
 
 
15.01.2015    IAASB выпустил финальные стандарты, направленные на улучшение качества аудиторского заключения и обеспечение большего понимания его содержания пользователями
Наиболее заметным усовершенствованием является новое требование к аудиторам финансовой отчетности котируемых организаций в отношении сообщения информации по " Ключевым вопросам аудита "- тем вопросам, которые аудитор рассматривает как наиболее значимые, с объяснением того, как они были учтены в ходе проверки. IAASB также приняты меры по увеличению внимания аудитора к вопросам оценки непрерывности деятельности, включая информацию, раскрываемую в финансовой отчетности, а также придания большей прозрачности в заключении аудитора информации об аспектах его работы в процессе аудита.
Новые и пересмотренные МСА вступают в силу для аудита финансовой отчетности, подготовленной за период, заканчивающийся не ранее 15 декабря 2016 года.