навигация по сайту
Координаты:
Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
Некоммерческое партнерство "Аудиторская палата Южного региона"

ГД рассмотрит установление приоритета качества над ценой при выборе аудитора госкомпаниями

26.01.2016 г

ГД рассмотрит установление приоритета качества над ценой при выборе аудитора госкомпаниями
Готовится к рассмотрению Госдумой законопроект № 956737-6 о внесении изменений в федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и в отдельные законодательные акты РФ (в части установления требований к аудиторским организациям и СРО аудиторов). Проект предложен двумя депутатами.
В настоящее время на отбор компаниями с госучастием аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности распространяются нормы федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Установленные 44-ФЗ процедуры предусматривают приоритет ценового фактора при закупках, а не условий оказания услуг и их качества, указано в пояснительной записке. На практике это стимулирует демпинг и низкое качество услуг. Оказание аудиторских услуг не корреспондирует с принципом закупок, отраженным в 44-ФЗ, считают авторы проекта.
При этом частью 2 статьи 3 закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке. Однако 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с отбором госкомпаниями аудиторской организации для проведения обязательного аудита.
Авторы законопроекта предлагают изменить это - вывести обязательный аудит из-под действия 44-ФЗ, и исключить из 223-ФЗ указание на то, что он не затрагивает выбор аудитора.
Кроме того, авторы отмечают, что аудиторские организации зачастую не имеют ни финансовых, ни кадровых, ни иных ресурсов для достижения целей аудиторской деятельности. Только 1453 аудиторские организации или 36% от их общего количества имеют в своем штате 3 и более аудиторов, которые работают на постоянной основе. Около четверти всех аудиторских организаций (23,6%) не имеют в штате ни одного аудитора по основному месту работы, формально закрывая требование законодательства о наличии трех аудиторов по трудовому договору их оформлением по совместительству.
Предлагается установить, что численность аудиторов, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров и имеющих в организации основное место работы, должна быть не менее трех. На приведение численности работников в соответстие данному требованию авторы законопроекта считают достаточным отвести один год. Также предлагается указать, что квалификационный аттестат данных аудиторов не может быть представлен для подтверждения минимальной численности аудиторов в других коммерческих организациях. Кроме того, для обязательного аудита ОЗХС в случае принятия закона необходимо будет иметь в штате на постоянной основе не менее двух аудиторов с новым квалификационным аттестатом.
Также предложено подкорректировать допустимую численность членов СРО в обратном направлении относительно не очень давно принятого - авторы считают, что для одной СРО достаточно всего лишь 25 аудиторских организаций или не менее 100 индивидуальных аудиторов. Это соответствует требованиям закона "О саморегулируемых организациях". Напомним, что федеральным законом N 403-ФЗ от 1 декабря 2014 года установлены, среди прочего, новые требования к численности, которые начнут действовать со следующего года - 10 тысяч аудиторов и 2 тысячи аудиторских компаний. Пока что минимальная численность членов СРО составляет 700 физлиц или 500 организаций. Авторы считают, что установленные новые требования будут способствовать дальнейшему формальному почкованию множества аудиторских организаций (в том числе это "вынудит саморегулируемую организацию поддерживать искусственно созданную численность членов СРО и лишит ее мотивации по эффективному внешнему контролю качества их работы и контролю за соблюдением ими требований законодательства", а "контроль при приеме новых членов станет излишне лояльным"). СРО не будут заинтересованы в жестком контроле за своими членами также и потому, что это может привести к их исключению из СРО и, соответственно, к потере ее статуса.
И, наконец, авторы предлагают установить, что при ликвидации СРО аудиторов средства сформированного компенсационного фонда будут перечисляться в федеральный бюджет.