навигация по сайту
Координаты:
Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
Некоммерческое партнерство "Аудиторская палата Южного региона"

Рабочие документы аудитора (МСА)

05.02.2016 г

Рабочие документы аудитора (МСА)
Предоставление качественных аудиторских услуг в соответствии с Международными стандартами аудита (далее – МСА), а также Кодексом Этики Профессиональных Бухгалтеров, является основной задачей любого аудитора. Принимая во внимание реалии аудиторской профессии, как в России, так и в Азии и на других континентах, необходимо отметить, что большинство заданий по аудиту выполняется в сжатые сроки и при минимальном бюджете. Это, в свою очередь, ведет к снижению качества предоставляемых услуг, особенно в части рабочих документов, формирование которых, как правило, воспринимается аудиторами с формальной точки зрения. В данной статье речь пойдет о том, что наличие хорошо структурированных рабочих документов у аудитора обеспечит как соответствие его работы МСА, так и её экономическую эффективность.
При выполнении аудита предприятия заполнение окончательного аудиторского файла происходит на каждом этапе документирования выполнения задания по аудиту. В национальном законодательстве ни одной страны не предусматривается унификация форм рабочих документов аудитора, поэтому каждой аудиторской компании приходится самостоятельно определять и утверждать с клиентом перечень аудиторской документации.
В отличии от национального законодательства, международной практикой предусмотрены МСА, следование которым позволяет универсализировать подход компании к аудиту и, соответственно, к структуризации рабочих документов. Скорость и качество выполнения аудита компанией напрямую зависят от степени предварительной подготовки упорядоченной документации, поэтому важным является подготовка списка документации и предварительного текста такой документации для дальнейшего заполнения.
Административная часть (письма, переписка, запросы).
Для создания понятного и упорядоченного перечня аудиторской документации необходимо определиться с классификационными признаками, которые применяются для систематизации всей совокупности документации аудиторской компании. Для практического применения аудиторскую документацию можно классифицировать по назначению, что разделяет ее на базовую и итоговую, и по времени ведения и использования, что разделяет ее на документацию текущего и постоянного использования.
В Раздел І «Окончательная финансовая отчетность и выводы аудиторов» административной части окончательного аудиторского файла включены следующие формы рабочих документов:
·       Отчет независимого аудитора за текущий год;
·       Копия подписанной финансовой отчетности;
·       Письмо Руководству;
·       Письмо-Заверение;
·       Годовое подтверждение независимости.
Отчет независимого аудитора является конечным документом, который формирует аудитор по результатам проверки. Данный документ содержит отчет относительно финансовой отчетности, ответственность управленческого персонала за финансовую отчетность, ответственность аудитора, а также выражение мнения относительно финансовой отчетности, которое может быть безусловно-положительным, условно-положительным, негативным или отказом от выражения мнения.
Годовое подтверждение независимости – данная форма предназначена для проверки независимости Аудиторской Группы по отношению к Клиенту. Обращаем Ваше внимание, что данная форма должна быть заполнена и подписана всеми членами Аудиторской Группы.
Так же в разделе приведены образцы данных форм рабочих документов.
Программы аудита.
Аудит всех операций Компании осуществляется путем использования необходимых аудиторских тестов, выборочной проверки бухгалтерских регистров, счетов, первичной документации с учетом определенного аудитором уровня существенности ошибки по каждому объекту проверки. Для этого применяются программы аудита, которые представляют собой совокупность действий, направленных на сбор информации об эффективности функционирования системы внутреннего контроля Клиента.
В данном разделе приведены образцы программ аудита:
·       Нематериальные активы;
·       Здания, сооружения и оборудование;
·       Инвестиционная недвижимость;
·       Инвестиции в дочерние и ассоциированные компании;
·       Консолидация;
·       Финансовые активы;
·       Товарно-материальные запасы и незавершенное производство;
·       Участие в инвентаризации;
·       Биологические активы;
·       Торговая и прочая дебиторская задолженность;
·       Остатки наличных денег в кассе и на счетах в банке;
·       Раскрытие информации о связанных лицах;
·       Торговая и прочая кредиторская задолженность;
·       Займы и кредиты;
·       Обеспечение обязательств и отчислений;
·       Налог на прибыль;
·       Отсроченный налог;
·       Капитал и резервы;
·       Договорные и условные обязательства;
·       Вознаграждение директора и другие связанные операции;
·       Отчет о движении денежных средств;
·       Доходы;
·       Расходы.
Лид Скедьюлы (Матрица изменений).
Лид скедьюл – документ, который является ключевым в аудиторском файле, посвященный проверке определенного сегмента. Он содержит общую информацию, которая подлежит проверке. Данная информация может состоять из выдержек из баланса, оборотно-сальдовой ведомости по счетам или в виде отчетов. Кроме того, лид скедьюл должен включать в себя сравнительные данные, любые осуществленные корректировки, общие выводы по разделу.
Лид скедьюл используется для упрощения процесса аудита, а также кросс-проверки информации, предназначенной в нем. Целью документа является подтверждение всех данных, с помощью дополнительных рабочих документов аудитора, которые содержатся в текущем аудиторском файле.
В данном разделе приведены образцы лид скедьюлов:
·       Нематериальные активы;
·       Здания, сооружения и оборудование;
·       Товарно-материальные запасы;
·       Дебиторская задолженность;
·       Остатки наличных денег в кассе и на счетах в банке;
·       Кредиторская задолженность;
·       Займы;
·       Налог на прибыль;
·       Капитал;
·       Резервы.
Выборка.
Цель аудитора при использовании аудиторской выборки заключается в формировании разумной основы для того, чтобы сделать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка.
Согласно МСА 530, «Аудиторская выборка (выборка)» включает в себя применение аудиторских процедур менее чем к 100% статей в пределах сальдо счета или класса операций таким образом, чтобы все элементы выборки имели возможность быть выбранными. Это дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства относительно некоторых характеристик статей учета, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь в формировании выводов, касающихся генеральной совокупности, из которой произведена выборка. В аудиторской выборке можно применять либо статистический, либо нестатистический подход».
Далее в разделе рассмотрены методы формирования аудиторской выборки, организация выборочных исследований, а также приведены примеры определения размера выборки.
Выявление и оценка рисков существенных искажений.
Целью аудитора является выявление и оценка рисков существенного искажения вследствие мошенничества или ошибок на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений, через понимание субъекта и его среды, включая внутренний контроль такого субъекта, обеспечивая основу для разработки и реализации процедур в отношении оцененных рисков существенного искажения.
После оценки рисков целью аудитора является получение достаточных аудиторских доказательств в отношении оцененных рисков существенного искажения, посредством разработки и реализации соответствующих процедур в отношении этих рисков.
Далее в разделе проанализирован процесс оценки рисков существенного искажения, приведена характеристика системе внутреннего контроля, определены место и роль информационной системы, а также приведен перечень процедур контроля.
 
 
Информационный центр АПЮР