навигация по сайту
Координаты:
Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
Некоммерческое партнерство "Аудиторская палата Южного региона"

Объем, виды, состав и содержание рабочих документов

04.03.2016 г

 Объем, виды, состав и содержание рабочих документов

 

Объем, виды, состав и содержание рабочих документов определяются аудитором самостоятельно в каждом конкретном случае.

Однако можно сформулировать ряд требований и рекомендаций относительно того, какую информацию обязательно должны включать аудиторские документы:все данные о юридической и организационной структуре предприятия-клиента;
  •  
    выдержки или копии учредительных документов; копии важнейших контрактов и соглашений;
  •  
    копии протоколов собраний акционеров и совета директоров;
  •  
    данные о деятельности отрасли в целом, основные показатели;
  •  
    перечень основных законодательных актов, соблюдение предприятием которых аудитор должен проверить;
  •  
    документы планирования аудита (план, общая программа аудита, детализированные программы проверки отдельных статей отчетности, lead scheduales, матрицы изменений);
  •  
    меморандумы по конкретным вопросам;
  •  
    записи, свидетельствующие об оценке аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия;
  •  
    документы, удостоверяющие оценку величины аудиторского риска и возможные ее корректировки в процессе аудита;
  •  
    документы, содержащие информацию об объеме и процедурах проверки конкретных остатков по счетам учета, показателей отчетности, основных хозяйственных операций;
  •  
    результаты осуществленных аудиторских процедур (в т.ч. аналитических процедур) и их влияние на итоговое заключение аудитора;
  •  
    записи, свидетельствующие об оценке надежности результатов работы внутреннего аудитора и возможности использования их внешним аудитором;
  •  
    информация об анализе основных показателей хозяйственной деятельности предприятия и определение тенденций его развития;
  •  
    данные о том, кто (старший аудитор, аудитор, партнер) и когда выполнял аудиторские процедуры;
  •  
    если работу осуществляли ассистенты аудитора, то должно быть подтверждение, что аудитор проверил качество ее выполнения и несет ответственность правильности информации, собранной аудиторами, ассистентами;
  •  
    переписка аудитора (включая электронную почту) с руководством предприятия-клиента, предыдущим аудитором, аудиторами, выполняющими аудит филиалов или дочерних предприятий, экспертами, третьими лицами (банком, покупателями, поставщиками и т.д.);
  •  
    письма-подтверждения и письма-заверения;
  •  
    резюме по важным вопросам;
  •  
    документация по обсуждению важных вопросов с управленческим персоналом, теми, кто наделен высшими полномочиями (согласование вопросов относительно проведения аудита и устранения выявленных недостатков, обсуждение мер по ликвидации недостатков аудитом);
  •  
    копии проверенной финансовой отчетности, отдельных текущих учетных регистров;
  •  
    выводы аудитора по результатам проверки и его отчет, заключение.
  •  
    Следует считаться с тем, что аудиторская документация (при всей ее полноте) не заменяет учетных записей субъекта ведения хозяйства.
  •  
    Поскольку аудитор по многим вопросам проверки применяет профессиональное суждение, поэтому по наиболее значимым таким позициям необходимо предоставить документальное обоснование. Примерами обстоятельств, при которых следует составлять рабочую документацию (далее – РД) относительно применения профессионального суждения аудитора, являются: оценка аудитором рисков бизнеса и аудиторского риска (или пересмотра таких оценок); заключение аудитора относительно наличия существенных искажений в финансовой отчетности; подтверждение аудитором правильности учетных оценок; наличие обстоятельств, препятствующих выполнению аудитором его профессиональных обязанностей в части выполнения определенных видов процедур, получения определенных им видов информации в установленном объеме; документирование заключения аудитора относительно подлинности исследуемых документов на основе соответствующих процедур подтверждения (в т.ч. по результатам работы привлеченного к проверке эксперта); обоснование и документирование оснований для модификации аудиторского мнения, включение в аудиторский отчет пояснительного параграфа.
  •  
    Аудитору важно определить форму и содержание рабочих документов, на которые, согласно параграфу «Д.2» МСА 230 «Аудиторская документация», влияют такие факторы:
  1.  
    размер и сложность субъекта ведения хозяйства;
  2.  
    характер аудиторских процедур, которые необходимо выполнить;
  3.  
    идентифицированные риски существенного искривления;
  4.  
    значимость полученных аудиторских доказательств;
  5.  
    характер и объем идентифицированных исключений;
  6.  
    необходимость документировать вывод или основу для вывода, если их трудно определить из документации о произведенной работе или полученных аудиторских доказательств;
  7.  
    методология аудита и инструментальные программные средства, какие использовали.
  1.  
    Также при определении формы, содержания и объема аудиторской документации стоит учитывать характер аудиторского задания (аудит, обзор, сопутствующие аудиту услуги, согласованные процедуры, специальные аудиторские задания и тому подобное);
  •  
    форма (вид) аудиторского мнения (безусловно-положительное или модифицированное);
  •  
    характер и сложность бизнеса клиента (аудит больших компаний, имеющих филиалы, дочерние предприятия, включающих разные виды деятельности (производство, торговля, услуги), требует составления значительно большего количества РД, чем, например, при проверке предприятий малого бизнеса);
  •  
    организация и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия (чем ниже уровень аудиторского риска при оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля и выражения определенного доверия к ним, тем меньше количество аудиторских процедур можно осуществить и тем меньше составляется документов, и наоборот);
  •  
    необходимость (при определенных условиях) привлекать к проведению аудита ассистентов аудитора, контролировать и проверять их работу (ассистенты обязаны достаточно детально описывать выполненные ими процедуры согласно полученному письменному заданию от аудитора: это может быть детализированный план или программа проверки, специальные поручения и т.д.);
  •  
    конкретные методы и приемы, которые используются в процессе аудита (например, выборочная или сплошная проверка; аудит осуществляется вручную или в компьютерной среде и т.д.).
 

Важным вопросом является соблюдение требований к полноте (объему) информации в РД и их оформление. Обобщение теории и практики документирования работы аудиторам дает основание отнести к этим требованиям следующие:

  •  
    РД должны быть составлены четко, понятно, аккуратно, без исправлений;
  •  
    РД должна содержать достаточно полную и детальную информацию для того, чтобы другой аудитор, который не принимал участия в этой проверке, мог составить четкое представление о выполненной работе и подтвердить заключение этой проверки;
  •  
    составляя РД, аудитор должен зафиксировать в них не только информацию, касающуюся проверяемого периода, но и данные, касающиеся предыдущего отчетного периода (например, подтверждение входных остатков на счетах, вид заключения предыдущего аудитора; дальнейшие события после даты составления баланса и т.д.);
  •  
    РД должны отражать важнейшие аспекты проверки (то есть аудитор не должен документировать каждый свой шаг, но вместе с тем фиксировать самые существенные данные, на основании которых он формулирует заключение о финансовой отчетности);
  •  
    на основании составленных в процессе проверки РД (по завершению аудита его документирование приводит к неточности) аудитор должен иметь возможность оценить соответствие отчетности установленным критериям и утверждениям руководства;
  •  
    каждый документ должен содержать информацию об источнике получения информации (предоставленной клиентом, собранной аудитором, полученный ответ на запрос к банку и т.д.);
  •  
    все использующиеся сокращения, условные обозначения и аббревиатуры необходимо объяснить в начале темы (досье) РД;
  •  
    отрицательные значения отмечать в скобках или красным цветом;
  •  
    каждый РД должен содержать дату составления и подпись аудитора;
  •  
    в РД целесообразно указывать ссылку на другие рабочие документы, то есть делать перекрестные ссылки, что упрощает поиск необходимой информации, делает выводы аудитора более доказательными и освобождает от необходимости повторять одни и те же расчеты и т.д.;
  •  
    по всем позициям плана и программы аудиторской проверки должны быть составлены РД; если отдельные позиции аудитору не удалось проверить или в процессе аудита возникли вопросы, на которые он не смог найти ответы, то все эти позиции отчетности и нерешенные вопросы необходимо оформить в виде специального перечня в отдельном РД;
  •  
    все выводы, сделанные в рабочих документах, должны быть подтверждены конкретными фактами;
  •  
    аудитор при составлении РД должен использовать стандартную профессиональную терминологию, согласно MCA, IFRS, VSC, AAP;
  •  
    документы не должны быть перегружены лишней, несущественной информацией и рассуждениями аудитора, которые прямо не касаются отчетности, которая подлежит аудиту;
  •  
    каждый документ должен составляться с определенной целью.
 

Согласно параграфу 13 и «Д. 20» МСА 230, если при исключительных обстоятельствах аудитор выполняет новые или дополнительные аудиторские процедуры или приходит к новых выводам после даты аудиторского отчета, он должен задокументировать: 1) возникшие обстоятельства; 2) выполненные новые или дополнительные аудиторские процедуры, полученные аудиторские доказательства и выводы, к которым пришли, а также их влияние на аудиторский отчет; 3) когда и кем внесены окончательные изменения в аудиторскую документацию и когда и кто выполнял их обзор. Необходимо учитывать, что обзор окончательных изменений в РД выполняется согласно ответственности по обзору, установленной в параграфе 16 МСА 220 «Контроль качества аудита финансовой отчетности», причем окончательную ответственность за изменения берет на себя партнер по заданию.

 

Аудитор должен пытаться как можно полнее задокументировать проверку и одновременно минимизировать затраты рабочего времени для подготовки РД. Для этого рекомендуется делать ксерокопии или выгрузку из программ учетных документов, регистров, отчетности и других записей предприятия; максимально привлекать персонал предприятия к выполнению технической работы по сбору необходимой аудитору информации; составлять комбинированные документы, в которых одновременно отразить результаты проверки связанных между собой счетов или статей баланса (например, состояние основных средств и начисление износа на них; уставной капитал, неоплаченный капитал и дополнительный капитал); использовать стандартизированные, унифицированные формы РД; делать отметки и заметки с помощью определенных символов и обозначений; создать и применять специальные компьютерные программы для автоматизированного документирования процесса аудита.

 

Чтобы упорядочить, в определенной степени стандартизировать РД, облегчить их поиск, а также обеспечить их наибольшую информативность, необходимо определить набор обязательных реквизитов каждого документа. К таким обязательным реквизитам и составляющим РД аудитора можно отнести: название предприятия клиента; порядковый номер документа в аудиторском файле; период проверки; срок проверки; название аудиторской фирмы и ее регистрационный номер; фамилия аудитора (аудиторов, ассистентов), который составил РД; должностное лицо (менеджер, директор аудиторской фирмы), проверившее документ; название документа; цель составления; краткое содержание РД (изложение выполненных процедур, полученные результаты, другие необходимые данные и заключение, сделанное по документу); ссылка на другие документы (по необходимости); подписи аудиторов, составивших документ; нумерацию страниц документа, если он состоит более чем из одной страницы; дату составления РД; другие специальные реквизиты по усмотрению аудитора.