Об организации |
Новости |
Мероприятия |
Пресс-релизы (Собрания, Круглые столы, Конференции) |
Информационный центр |
Фотогалерея |
Отзывы |
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
Объем, виды, состав и содержание рабочих документов
04.03.2016 г
Объем, виды, состав и содержание рабочих документов
-
выдержки или копии учредительных документов; копии важнейших контрактов и соглашений;
-
копии протоколов собраний акционеров и совета директоров;
-
данные о деятельности отрасли в целом, основные показатели;
-
перечень основных законодательных актов, соблюдение предприятием которых аудитор должен проверить;
-
документы планирования аудита (план, общая программа аудита, детализированные программы проверки отдельных статей отчетности, lead scheduales, матрицы изменений);
-
меморандумы по конкретным вопросам;
-
записи, свидетельствующие об оценке аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия;
-
документы, удостоверяющие оценку величины аудиторского риска и возможные ее корректировки в процессе аудита;
-
документы, содержащие информацию об объеме и процедурах проверки конкретных остатков по счетам учета, показателей отчетности, основных хозяйственных операций;
-
результаты осуществленных аудиторских процедур (в т.ч. аналитических процедур) и их влияние на итоговое заключение аудитора;
-
записи, свидетельствующие об оценке надежности результатов работы внутреннего аудитора и возможности использования их внешним аудитором;
-
информация об анализе основных показателей хозяйственной деятельности предприятия и определение тенденций его развития;
-
данные о том, кто (старший аудитор, аудитор, партнер) и когда выполнял аудиторские процедуры;
-
если работу осуществляли ассистенты аудитора, то должно быть подтверждение, что аудитор проверил качество ее выполнения и несет ответственность правильности информации, собранной аудиторами, ассистентами;
-
переписка аудитора (включая электронную почту) с руководством предприятия-клиента, предыдущим аудитором, аудиторами, выполняющими аудит филиалов или дочерних предприятий, экспертами, третьими лицами (банком, покупателями, поставщиками и т.д.);
-
письма-подтверждения и письма-заверения;
-
резюме по важным вопросам;
-
документация по обсуждению важных вопросов с управленческим персоналом, теми, кто наделен высшими полномочиями (согласование вопросов относительно проведения аудита и устранения выявленных недостатков, обсуждение мер по ликвидации недостатков аудитом);
-
копии проверенной финансовой отчетности, отдельных текущих учетных регистров;
-
выводы аудитора по результатам проверки и его отчет, заключение.
-
Следует считаться с тем, что аудиторская документация (при всей ее полноте) не заменяет учетных записей субъекта ведения хозяйства.
-
Поскольку аудитор по многим вопросам проверки применяет профессиональное суждение, поэтому по наиболее значимым таким позициям необходимо предоставить документальное обоснование. Примерами обстоятельств, при которых следует составлять рабочую документацию (далее – РД) относительно применения профессионального суждения аудитора, являются: оценка аудитором рисков бизнеса и аудиторского риска (или пересмотра таких оценок); заключение аудитора относительно наличия существенных искажений в финансовой отчетности; подтверждение аудитором правильности учетных оценок; наличие обстоятельств, препятствующих выполнению аудитором его профессиональных обязанностей в части выполнения определенных видов процедур, получения определенных им видов информации в установленном объеме; документирование заключения аудитора относительно подлинности исследуемых документов на основе соответствующих процедур подтверждения (в т.ч. по результатам работы привлеченного к проверке эксперта); обоснование и документирование оснований для модификации аудиторского мнения, включение в аудиторский отчет пояснительного параграфа.
-
Аудитору важно определить форму и содержание рабочих документов, на которые, согласно параграфу «Д.2» МСА 230 «Аудиторская документация», влияют такие факторы:
-
размер и сложность субъекта ведения хозяйства;
-
характер аудиторских процедур, которые необходимо выполнить;
-
идентифицированные риски существенного искривления;
-
значимость полученных аудиторских доказательств;
-
характер и объем идентифицированных исключений;
-
необходимость документировать вывод или основу для вывода, если их трудно определить из документации о произведенной работе или полученных аудиторских доказательств;
-
методология аудита и инструментальные программные средства, какие использовали.
-
Также при определении формы, содержания и объема аудиторской документации стоит учитывать характер аудиторского задания (аудит, обзор, сопутствующие аудиту услуги, согласованные процедуры, специальные аудиторские задания и тому подобное);
-
форма (вид) аудиторского мнения (безусловно-положительное или модифицированное);
-
характер и сложность бизнеса клиента (аудит больших компаний, имеющих филиалы, дочерние предприятия, включающих разные виды деятельности (производство, торговля, услуги), требует составления значительно большего количества РД, чем, например, при проверке предприятий малого бизнеса);
-
организация и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия (чем ниже уровень аудиторского риска при оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля и выражения определенного доверия к ним, тем меньше количество аудиторских процедур можно осуществить и тем меньше составляется документов, и наоборот);
-
необходимость (при определенных условиях) привлекать к проведению аудита ассистентов аудитора, контролировать и проверять их работу (ассистенты обязаны достаточно детально описывать выполненные ими процедуры согласно полученному письменному заданию от аудитора: это может быть детализированный план или программа проверки, специальные поручения и т.д.);
-
конкретные методы и приемы, которые используются в процессе аудита (например, выборочная или сплошная проверка; аудит осуществляется вручную или в компьютерной среде и т.д.).
-
РД должны быть составлены четко, понятно, аккуратно, без исправлений;
-
РД должна содержать достаточно полную и детальную информацию для того, чтобы другой аудитор, который не принимал участия в этой проверке, мог составить четкое представление о выполненной работе и подтвердить заключение этой проверки;
-
составляя РД, аудитор должен зафиксировать в них не только информацию, касающуюся проверяемого периода, но и данные, касающиеся предыдущего отчетного периода (например, подтверждение входных остатков на счетах, вид заключения предыдущего аудитора; дальнейшие события после даты составления баланса и т.д.);
-
РД должны отражать важнейшие аспекты проверки (то есть аудитор не должен документировать каждый свой шаг, но вместе с тем фиксировать самые существенные данные, на основании которых он формулирует заключение о финансовой отчетности);
-
на основании составленных в процессе проверки РД (по завершению аудита его документирование приводит к неточности) аудитор должен иметь возможность оценить соответствие отчетности установленным критериям и утверждениям руководства;
-
каждый документ должен содержать информацию об источнике получения информации (предоставленной клиентом, собранной аудитором, полученный ответ на запрос к банку и т.д.);
-
все использующиеся сокращения, условные обозначения и аббревиатуры необходимо объяснить в начале темы (досье) РД;
-
отрицательные значения отмечать в скобках или красным цветом;
-
каждый РД должен содержать дату составления и подпись аудитора;
-
в РД целесообразно указывать ссылку на другие рабочие документы, то есть делать перекрестные ссылки, что упрощает поиск необходимой информации, делает выводы аудитора более доказательными и освобождает от необходимости повторять одни и те же расчеты и т.д.;
-
по всем позициям плана и программы аудиторской проверки должны быть составлены РД; если отдельные позиции аудитору не удалось проверить или в процессе аудита возникли вопросы, на которые он не смог найти ответы, то все эти позиции отчетности и нерешенные вопросы необходимо оформить в виде специального перечня в отдельном РД;
-
все выводы, сделанные в рабочих документах, должны быть подтверждены конкретными фактами;
-
аудитор при составлении РД должен использовать стандартную профессиональную терминологию, согласно MCA, IFRS, VSC, AAP;
-
документы не должны быть перегружены лишней, несущественной информацией и рассуждениями аудитора, которые прямо не касаются отчетности, которая подлежит аудиту;
-
каждый документ должен составляться с определенной целью.