навигация по сайту
Координаты:
Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
Некоммерческое партнерство "Аудиторская палата Южного региона"

Обращение Рабочей группы Южных территориальных отделений по ЮФО и СКФО

18.09.2017 г

Обращение
   Аудиторы Южного ТО по ЮФО и СКФО СРО Аудиторская Ассоциация «Содружество» и Южного регионального отделения «Российский Союз Аудиторов» рассмотрев проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части наделения Банка России полномочиями  в сфере аудиторской деятельности)» (далее – проект Закона об аудите) предлагает его отклонить по следующим основаниям:
  1. Принятие проекта Закона об аудите в предложенной редакции противоречит:
- основным целям, сформулированным в Поручении Президента Российской Федерации В.В. Путина от 19.12.2015г. № Пр-2629:
- определение приоритетных направлений дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации;
- создание эффективных механизмов рыночного контроля аудиторской деятельности;
- формирование условий, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных аудиторов, в том числе на международных рынках аудиторских услуг.
- Указу Президента РФ В.В.Путина от 23.07.2003 № 824«;
- Указу Президента РФ В.В.Путина от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
- Федеральному конституционному закону от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
- Федеральному закону от 10.07.2002 № 86-ФЗ «»;
- Федеральному закону от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
- Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-ФЗ«Об аудиторской деятельности» (Далее – Закон №307);
- Федеральному закону от 01.07.2010 № 136-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
- Федеральному закону  от 01.12.2004 № 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 № 329«О Министерстве финансов Российской Федерации»;
- Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.12.2015 № 2776-р;
- принципам независимости, заложенным в Международных стандартах аудита, которыми аудиторы руководствуются в своей деятельности.
  1. Кроме того, выполнение Банком России, не являющимся государственным органом, функций регулятора аудиторской деятельности порождает конфликт интересов при проведении аудита как его деятельности, так и его дочерних организаций.
Принятие вышеуказанного проекта Закона об аудите приведет к резкому сокращению объема аудита, численности аудиторов и аудиторских организаций в России, особенно в регионах, если не уничтожению, в связи с тем, что в нем предлагается:
  1. Резкое сокращение количество аудируемых лиц, подлежащих обязательному аудиту, за счет:
  • необоснованного повышения финансовых критериев подлежащих обязательному аудиту организаций (подпункт «а» части 1 ст.5 Закона №307-ФЗ) по выручке в два раза (с 400,0 млн. руб. до 800.0 млн. руб.), по активам баланса – более чем в шесть раз (с 60,0 млн. руб. до 400,0 млн. руб.);
  • исключения из числа аудируемых лиц тех, у которых обязательный аудит установлен другими федеральными законами (часть 6 ст.5 Закона №307-ФЗ), в том числе как сам ЦБ – регулятор, так и организации, регулирование деятельности которых ему передано в настоящее время, но осуществляющие социально-значимую деятельность и привлекающие значительные финансовые средства населения, а именно:
  • Банк России (внешний аудит);
  • Государственные корпорации
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия (в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия)(Федеральный закон от 14.11.2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • Единый институт развития в жилищной сфере;
  • Жилищные накопительные кооперативы;
  •  Застройщики;
  • Кредитные потребительские кооперативы (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их объединений);
  • Микрофинансовые компании;
  • Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации;
  • Некоммерческая организация, связанная с формированием целевого капитала, использованием, распределением дохода от целевого капитала, если балансовая стоимость имущества, составляющего целевой капитал, превышает на конец отчетного года 20 миллионов рублей; не являющийся собственником целевого капитала получатель дохода от целевого капитала в части использования дохода от целевого капитала, если размер финансирования этого получателя дохода от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 миллионов рублей;
  • Организатор азартных игр;
  • Объединения субъектов страхового дела (имеющие в качестве одной из целей деятельности осуществление компенсационных выплат);
  • Общества взаимного страхования;
  • Объединения страховщиков;
  • Объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • Организатор лотереи и оператор лотереи;
  • Организатор торговли;
  • Политические партии;
  • Предприятия, имущество которых передается в ипотеку;
  • Профессиональные объединения страховщиков;
  • Публично-правовые компании;
  • Региональный оператор;
  • Российский научный фонд;
  • Саморегулируемые организации;
  • Специализированные депозитарии и управляющие компании, осуществляющие деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 24.07.2002г.№ 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;
  • Субъекты, представляющие консолидированную финансовую отчетность;
  • Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций;
  • Фонд перспективных исследований;
  • Фонд содействия кредитованию;
  • Центральный депозитарий;
  • Юридические лица, участвующие в накопительно-ипотечной системе    .
Предложение по исключению из числа критериев обязательного аудита выручки вызовет:
1) нанесение ущерба экономической безопасности Российской Федерации;
2) появление рисков ущемления интересов широких слоёв населения, значительного числа предприятий и организаций, потребляющих услуги по регулируемым государством тарифам, обоснованность которых базируется на данных бухгалтерского учёта соответствующих организаций, поставляющих услуги по регулируемым тарифам;
3) создаст дополнительные риски для банковской системы страны;
4) исключит из числа субъектов аудиторской деятельности, как недобросовестные аудиторские организации, так и абсолютное большинство добросовестных аудиторских организаций вместе с высококвалифицированным персоналом, имеющим практический опыт, насчитывающий не одно десятилетие. Потенциально число аудиторских организаций, вынужденных прекратить аудиторскую деятельность в силу лишения клиентской базы может существенно превысить 90% от сегодняшней их численности;
5) упрочит монопольную роль на рынке крупнейших аудиторских сетей («большой четверки»), что не только будет противоречить общемировой тенденции по законодательному ограничению данного монопольного влияния, что станет предметом повышенного внимания различных федеральных органов, включая Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Доля «большой четверки» может вырасти с существующих 46% до 80-90%. Более того учредителями "большой четверки" являются иностранные компании, которые фактически аудируют  все ресурсные и ключевые организации РФ. Такое положение не способствует экономической безопасности России, о чем неоднократно с телеэкранов и в печати заявляли ведущие политологи и экономисты нашей страны. В то же время, ни в одной стране мира Российские аудиторские компании не занимают лидирующее положение и не проверяют значимые организации  в других странах;
6) поставит под сомнение сохранение в стране института независимого аудита как неотъемлемой составной части общенациональной системы финансового контроля, сведет функции важнейшего института рыночной экономики к решению ограниченного круга ведомственных задач.
  1. Избыточное установление права проверки ОЗО (общественно значимым организациям) при наличии не менее 7 штатных аудиторов по основному месту работы (после 2023 года – 12), плюс 3 единых аттестата тоже по основному месту работы приведет к сосредоточению аудиторских фирм, имеющих право проводить аудит ОЗО только в столичном регионе, что, учитывая масштабы России вряд ли оправдано.
  1. Все предложения проекта Закона об аудите направлены на сокращение аудиторских организаций, в первую очередь региональных.  А отсутствие региональных аудиторов, как и снижение хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательному аудиту отрицательно скажется на качестве бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, снизит возможности привлечения инвестиций для их развития в регионы, в то же время резко повысит для них стоимость аудита.
Регион
Количество аудиторов
в т.ч. с единым аттестатом
Количество аудиторских организаций
в том числе имеющих в штате аудиторов с единым аттестатом
Краснодарский край
547
48
115
35
Республика Адыгея
25
4
6
3
Республика Дагестан
36
7
17
11
Республика Ингушетия
3
0
0
0
Республика Калмыкия
25
4
4
2
Республика Крым
53
51
19
18
Ростовская область
456
46
96
35
Ставропольский край
150
14
30
10
Чеченская республика
13
0
1
1
Астраханская область
49
9
15
11
Волгоградская область
210
29
44
20
г. Севастополь
33
31
14
13
Кабардино-Балкарская Республика
31
1
8
2
Карачаево-Черкесская Республика
7
0
1
0
  1. Кроме того, планируемое вовлечение аудиторов в систему ПОД/ФТ в качестве субъекта наполнения федеральной базы данных Росфинмониторинга сведениями  об операциях проводимыми аудируемыми лицами, подлежащими контролю в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 № 115-ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в соответствии с внесенным в Государственную Думу проектом Закона об аудите просто не состоится в связи с отсутствием самих аудиторов и снижением количества хозяйствующих субъектов, подлежащих обязательному аудиту.
  1. Передачу контрольных функций Банку России при которых он наделяется правом устанавливать дополнительные (помимо установленных в стандартах аудиторской деятельности) требования к организации внутреннего контроля в аудиторских организациях, аудирующих отчетность ОЗО, не соответствует международной практике и может привести к субъективизму в вопросе того, что следует или не следует считать качественным аудитом и кроме того, в статье 5.1 проекта Закона об аудите предусмотрена возможность исключения аудиторской организации из реестра аудиторских организаций, оказывающих услуги общественно значимым организациям на основании того, что аудиторская организация выразила немодифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ОЗО, а Банк России наделяется правом признания такой бухгалтерской (финансовой) отчетности недостоверной, кроме того  и критерии недостоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности планирует устанавливать сам Банк России.
  1. Проектом Закона по аудиту предлагается текст пункта 1 части 3 статьи 17 Закона № 307 в редакции  «объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 10 000 физических лиц или не менее 2 000 коммерческих организаций» заменить на текст  в редакции «объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 5 000 физических лиц или не менее 1 000 коммерческих организаций». По нашему мнению, назрела необходимость для повышения результативности внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (ВККР),проводимого саморегулируемыми организациями, заменить критерий включения СРО аудиторов в государственный реестр СРО с абсолютных показателей численности членов на относительные показатели численности членов, исходя из установленной доли в общей численности субъектов аудиторской деятельности, что позволит, в том числе, СРО проводить более жесткий контроль своих членов, без угрозы утраты своего статуса.  Кроме того, в самом Законе № 307, регулирующем аудиторскую деятельность,необходимо заложить основополагающий принцип регулирования отрасли «профессиональный» либо «предпринимательский». Действующий в настоящее время «гибридный» приводит к множеству «дыр» в регулировании.
  1. При этом проектЗакона об аудите, как и действующий Закон об аудиторской деятельности,  не содержит положений об ответственности, подлежащих обязательному аудиту юридических лиц, за не проведение обязательного аудита. В то же время ответственность аудитора при осуществлении обязательного аудита не соразмерно возрастает.
С учетом вышеизложенного и  в целях недопущения  негативных последствий в результате принятия данного проекта  Закона об аудите для достоверности и прозрачности отчетности организаций и предприятий Российской Федерации, как следствие экономической безопасности страны, аудита как отрасли, просим поддержать единую позициюаудиторов Южного ТО по ЮФО и СКФО СРО Аудиторская Ассоциация «Содружество» и Южного регионального отделения «Российский Союз Аудиторов»: 
1.       В представленной редакции проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)» отклонить.
2.       Поручить временной рабочей группе при Рабочем органе Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации  провести детальный анализ предложенных норм с оценкой последствий принятия этих норм. Доработать законопроект и представить предложения с учетом мнения профессионального аудиторского сообщества и пользователей аудиторских услуг в установленные Рабочим органом  Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации сроки.
Рабочая группа Южных ТО по ЮФО  и СКФО