Об организации |
Новости |
Мероприятия |
Пресс-релизы (Собрания, Круглые столы, Конференции) |
Информационный центр |
Фотогалерея |
Отзывы |
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
06 февраля 2018 года состоялось очередное (третье) заседание Экспертного совета Комитета по финансовому рынку ГосДумы РФ по обсуждению поправок в ФЗ-307
13.02.2018 г
06 февраля 2018 года состоялось очередное (третье) заседание Экспертного совета Комитета по финансовому рынку ГосДумы РФ по обсуждению поправок в ФЗ-307
06 февраля2018 г. состоялось очередное (третье) заседание Экспертного совета по законодательному обеспечению аудиторской и контрольно-ревизионной деятельности при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку.
Экспертный совет продолжил обсуждение замечаний и предложений, внесенных Правительством РФ, ведомствами, аудиторским сообществом к проекту федерального закона № 273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка Росси полномочиями в сфере аудиторской деятельности)».
Заседание открыл Председатель Экспертного совета, депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Комитета по финансовому рынку Антон Гетта, которыйопределил основные направления дискуссии – это блок вопросов законопроекта, связанных с изменением критериев для СРО, а также вопросы определения требований к повышению квалификации аудиторов для проведения аудита общественно значимых организаций.
С основным докладом, посвященным вопросам влияния Законопроекта на СРО в сфере аудита, выступила генеральный директор, член Правления СРО ААС Ольга Носова. В своем выступлении Ольга Александровна отметила основные этапы становления аудита в России и введения института саморегулирования аудиторской деятельности; представила информацию об итогах деятельности СРО за прошедший период выполнения переданных законом функций и полномочий в сфере аудита (ведение реестра, организация обучения и повышения квалификации аудитор, внешний контроль качества, рассмотрение жалоб и обращений, методологическая работа, дисциплинарное производство); привела статистические данные на примере СРО ААС. По мнению докладчика, важными аспектами деятельности СРО также необходимо отметить региональную политику и международное сотрудничество, особенно в современных реалиях перехода на международные стандарты аудита и консолидации аудиторского рынка стран ЕАЭС.
Докладчик подробно рассмотрел наиболее существенные последствия для СРО аудиторов, которые прогнозируются в
результате принятия законопроекта. В первую очередь, введение повышенных требований к субъектам аудиторской деятельности - аудиторским организациям, в части наличия в штате ра
ботников – аудиторов по основному месту работы, приведет к существенному сокращению численности представителей аудиторского сообщества. Согласно приведенным данным реестра, в ряде Федеральных округов РФ не будет ни одной аудиторской организации, отвечающей требованиям закона.
Ольга Александровна обратила внимание участников заседания, что положения Законопроекта, которым СРО предлагается признавать результаты ВККР, проведенного Банком России (ч. 8 ст.10), противоречат основополагающим принципам законодательства о саморегулировании: контроль со стороны проф.сообщества должен распространяться в равной мере на всех членов СРО, и это должен быть «контроль равного равным». Опасным с точки зрения обеспечения системы защиты прав и интересов аудиторских организаций необходимо признать положения Законопроекта, направленные на регулирование процедур контроля со стороны регулятора, а точнее исключение таких конкретных положений и механизмов из федерального законодательства и представление неограниченных полномочий регулятору по определению процедур, сроков, требований к проведению проверок.
Как уже неоднократно отмечалось, негативным фактором Законопроекта следует признать и ликвидацию единственной площадки взаимодействия регулятора, проф.сообщества, общественности и пользователей аудиторских услуг - Совета по аудиторской деятельности. На сегодняшний день деятельность Совета по аудиторской деятельности, его Рабочего органа и специализированных Комиссии регламентирована действующим законом, определен порядок его создания, статус, круг полномочий, и ликвидировать Совет означает нарушить закон. Изъятие этой статьи из закона, что предполагается законопроектом, означает потенциальную возможность прекращения деятельности Совета, которая связана с обсуждением актуальный текущих и перспективных вопросов и проблем аудита, определением путей их решения и направлений дальнейшего совершенствования профессии.
Одним из очевидных рисков для стабильности аудиторского рынка, по мнению докладчика, нужно отметить ожидаемую потерю статуса двумя оставшимися СРО аудиторов, включенными сегодня в гос. реестр СРО. В случае принятия Законопроекта в части критериев обязательного аудита, требований по численности аудиторов по основному месту работы в аудиторских организациях, объективно прогнозируется сокращение численности субъектов аудиторской деятельности: аудиторов – до 50%, аудиторских организаций – не менее 50-60%. Ни одна из двух ныне существующих СРО аудиторов не сможет обеспечить соответствие требованиям к минимальной численности членов. На сегодня обе СРО балансируют на грани этих критериев.
За последние годы преобразований и реформ игроков на аудиторском рынке уже неоднократно ставили перед необходимостью в очередной раз принимать решение о своем членстве в СРО, собирать документы, оплачивать обязательные взносы в комфонд. Все это происходило в напряженный период аудиторского сезона.
Подобного рода практика искусственного регулирования количества СРО ни каким образом не связана с достижением целей и решением задач развития саморегулирования отрасли, и лишь негативно отражается на рядовых представителях профессии, численность которых неуклонно сокращается год от года. В период глобальных изменений самих принципов регулирования аудита необходимо обеспечить стабильность уже существующих институтов. В частности, докладчиком в очередной раз было предложено предусмотреть в законопроекте замену критерия включения СРО аудиторов в реестр СРО с абсолютных показателей численности членов на относительные показатели численности членов, то есть установить требования о наличии членов, превышающих установленную долю в общей численности субъектов аудиторской деятельности, например, в размере более 26% по аналогии с СРО в сфере финансовых рынков.
Переходя к обсуждению заявленных в повестке дня блоков вопросов, Председатель Экспертного совета Антон Гетта озвучил какие предложения, касательно определения критериев численности СРО, были получены от заинтересованных сторон: сокращение установленных законом абсолютных критериев до 1000 аудиторских организаций и 5000 аудиторов; переход к относительным показателям; введение 3-летнего моратория при сохранении действующих требований. Вариант использования относительных показателей представляется более гибким. Откладывать проблему на три года путем введения моратория считаем нецелесообразным. На сегодня аудиторским сообществом предложены два варианта относительных критериев СРО: 1) не менее 26% от численности членов аудиторов или аудиторских организаций (АО), внесенных в реестр; 2) не менее 26% аудиторов и/или АО, внесенных в реестр, и/или объединения в составе СРО в качестве ее членов АО, совокупная доля на рынке аудиторских услуг которых составляет не менее 26%, но не менее 25 АО (комбинированный критерий).
Представитель Банка России - директор Департамента корпоративных отношений Елена Курицына поддержала предложение о введении относительных критериев для СРО аудиторов.
Председатель общественной организации «Национальный союз аудиторских организаций» Сергей Никифоровподдержал предложение о введении комбинированного критерия, заявив, что потенциально это может привести к созданию трех СРО (сохранение двух действующих СРО по критерию численности и создание нового СРО по критерию выручки).
Председатель Комиссии по аудиторской деятельности РСПП Александр Турбанов проинформировал о том, что Комиссией были рассмотрены и поддержаны предложения по введению комбинированного критерия СРО, о котором говорил Никифоров С.Л.
Представители Минфина России на заседании не присутствовали, но ведущим было озвучено предложение представителя Минфина, сделанное на предыдущем заседании ЭС, о преимуществе создания единого СРО аудиторов (усиление материальной базы и решение проблемы перебежчиков из СРО в СРО).
Представитель Общественной палаты Галина Дзюба отметила, что саморегулирование – это основа построения гражданского общества. Введение критериев или требований, в результате которых возможно будет создание только одного СРО, повлечет за собой невозможность построения конкурентоспособных отношений в отрасли. Общественная палата выступает против варианта, при котором возможно создание только одной СРО аудиторов.
Участники заседания в Разном обсудили другие актуальные вопросы реформирования аудиторской деятельности, требующие регламентирования на законодательном уровне. В частности, на вопрос члена Правления СРО ААС, Председателя Аудиторской палаты Санкт-Петербурга Александра Кузнецова о необходимости введения ответственности хозяйствующих субъектов за подготовку недостоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности, Антон Гетта проинформировал, что в этот вопрос включен в план работ по законодательным инициативам, рассмотрение законопроекта ориентировочно запланировано на май 2018 года. Экспертный совет будет принимать активное участие в обсуждении законопроекта. Александр Кузнецов также обратил внимание на необходимость совершенствования системы аттестации аудиторов, повышения прозрачности процедур квалификационного экзамена.
Член Правления СРО ААС Наталия Чепик подняла вопрос о невозможности наследования долей в уставном капитале аудиторской компании в случае, если наследники не являются аудиторами, что ведет к невыполнению требования о том, что аттестованным аудиторам должно принадлежать не менее 51% уставного капитала. Обсуждение этой проблемы также решено включить в повестку дня следующих заседаний.
Председатель Экспертного совета Антон Гетта проинформировал, что следующее заседание Экспертного совета, на котором будет обсуждаться сводный итоговый проект протокола по результатам обсуждения всех предложений, запланировано на конец февраля 2018 года, а также подчеркнул, что деятельность Экспертного совета по завершении обсуждения законопроекта будет продолжена в целях участия в обсуждении текущих законопроектов, определения и сближения позиций, выработки предложений по дальнейшему реформированию аудиторской отрасли.