навигация по сайту
Координаты:
Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
Некоммерческое партнерство "Аудиторская палата Южного региона"

Экспертный совет Комитета по финансовому рынку ГосДумы РФ обсудил поправки к законопроекту Банка России

30.03.2018 г

Экспертный совет Комитета по финансовому рынку ГосДумы РФ обсудил поправки к законопроекту Банка России

   22 марта 2018 года Экспертный совет Комитета по финансовому рынку ГосДумы РФ обсудил поправки к законопроекту Банка России, подготовленные ко 2-му чтению.
   22 марта 2018 г. состоялось очередное (четвертое) заседание Экспертного совета по законодательному обеспечению аудиторской и контрольно-ревизионной деятельности при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку.
   Экспертный совет обсудил подготовленные поправки в проект Федерального закона № 273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)».
   Заседание открыл Председатель Экспертного совета, депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Комитета по финансовому рынку Антон Гетта.
   Члены Экспертного Совета и приглашенные участники заседания обсудили, в частности, следующие поправки.
   В целях предотвращения, выявления и управления конфликтами интересов при осуществлении функций, предусмотренных федеральными законами, Банк России обязан обеспечить разделение полномочий между заместителями Председателя Банка России, руководителями самостоятельных структурных подразделений, в том числе при осуществлении денежно-кредитной политики, управлении золотовалютными резервами, осуществлении банковского регулирования и надзора, регулирования, контроля и надзора в сфере финансовых рынков, регулирования, контроля и надзора в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке. Предлагается создание Комитета надзора в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке, через который будут осуществляться регулирующие, контрольные и надзорные функции Банка России в указанной сфере.
   В компетенцию Национального финансового совета предложено дополнительно включить вопросы оценки независимости аудиторских организаций и качества аудита при проведении обязательного аудита годовой финансовой отчетности Банка России и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, доля участия Банка России в капитале которых превышает 50 %.
   Предложено определить случаи проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, уточнить критерии отнесения к общественно значимым организациям, выделить общественно значимые организации на финансовом рынке, определив дополнительные требования к аудиторской организации, имеющей право оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке.
   Дискуссионным явился вопрос, связанный с установлением количественных критериев проведении обязательного аудита: а) объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет до 1 января 2021 года более 600 миллионов рублей, после 1 января 2021 года – 800 миллионов рублей; б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет до 1 января 2021 года более 200 миллионов рублей, после 1 января 2021 года – 400 миллионов рублей.
Согласно поправкам определен статус и объем полномочий аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 01.01.2011 года.
   Статус таких аттестатов приравнен к квалификационным аттестатам аудитора, выданным в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», при этом определено, что аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, выданный до 01.01.2011 года, вправе участвовать в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям с учетом установленным Федеральным законом ограничений.
   Участниками заседания активно обсуждалось предложение, согласно которому основаниями исключения сведений об аудиторской организации из реестра аудиторских организаций на финансовом рынке являются, в частности, неоднократное в течение пяти лет признание Банком России в результате контроля и надзора, предусмотренного статьей 10.1 настоящего Федерального закона, аудиторской организации, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, и (или) деятельности такой аудиторской организации не соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности; неоднократное в течение пяти лет признание Банком России в результате контроля и надзора, предусмотренного статьей 10.1 настоящего Федерального закона, аудиторского заключения, составленного аудиторской организацией, ненадлежащим в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности.
   Экспертный Совет проголосовал за исключение возможности проведения обязательного аудита силами индивидуального аудитора.
   Согласно поправкам, предложено оставить в редакции законопроекта, принятого в первом чтении, требование к аудиторской организации, желающей оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, условия: 1) численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее семи, с 1 января 2023 года - не менее 12; 2) наличие в числе аудиторов, указанных в пункте 1 настоящей части, не менее трех аудиторов, каждый их которых: имеет квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с настоящим Федеральным законом; имеет опыт участия в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций на финансовом рынке в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления.
   По результатам обсуждения положений законопроекта, предусматривающих необходимость подписания аудиторского заключения руководителем проверки и руководителем организации (или уполномоченным им лицом) члены Экспертного Совета проголосовали за поправку, согласно которой при подписании аудиторского заключения вторая подпись руководителя организации не требуется.
   Экспертный Совет поддержал инициативу об изменении требований к саморегулируемой организации аудиторов, определив, что для включения некоммерческой организации в реестр необходимо объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 26 процентов от общего количества аудиторских организаций либо объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 25 организаций, совокупная доля которых в общем объеме рынка аудиторских услуг составляет не менее 26 процентов.
   Экспертный Совет высказался о нецелесообразности внесения в законопроект положений, которые предусматривали бы возможность для преподавателей ВУЗов работать по совместительству в аудиторской организации «в зачет» минимального количества штатных сотрудников по основному месту работы.
   С учетом планируемых сроков принятия закона, соответственно сдвигаются на 2019 год сроки вступления в силу ряда положений закона.
   По результатам заседания Экспертным Советом приняты следующие решения:
  1. Рекомендовать к принятию законопроект в редакции с учетом обсуждения.
  2. Предложить Председателю Совета и членам Совета с правом законодательной инициативы вынести соответствующие поправки на рассмотрение Комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку.

   Председатель Экспертного совета Антон Гетта проинформировал, что законопроект во втором чтении запланирован к рассмотрению Госдумой РФ в весеннюю сессию.

 Проект Федерального закона ко 2му чтению


Материалы к обсуждению на заседании ЭС 22 03 18