навигация по сайту
Координаты:
Россия, г.Краснодар, ул. Сормовская, 197/1
Телефоны:
(861) 232-66-37, 232-60-37, 232-58-92
Некоммерческое партнерство "Аудиторская палата Южного региона"

О мероприятиях в рамках подготовки к четвертому раунду взаимной оценки Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)

10.04.2018 г

О мероприятиях в рамках подготовки к четвертому раунду взаимной оценки Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)

СРО ААС напоминает о том, что в 2018-2019 гг.  в России пройдет четвертый раунд взаимной оценки Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)

ФАТФ (Financial Action Task Force) была учреждена «семеркой» ведущих индустриальных держав (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада) и Европейской комиссией в ходе Парижской встречи на высшем уровне в июле 1989 года по инициативе Президента Франции.

В настоящее время в ФАТФ входят 35 стран-участниц и две международные организации. Российская Федерация принята в члены ФАТФ на Пленарном заседании в июне 2003 года.

ФАТФ разрабатывает рекомендации в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также проводит взаимные оценки в странах-участницах на предмет соответствия национальных законодательств и действующей практики в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма Рекомендациям ФАТФ.

Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, которые подвергаются ревизии в среднем один раз в пять лет. Это основополагающий документ, устанавливающий комплексную и последовательную структуру мер, которые странам следует применять для противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения.

22-ая Рекомендация ФАТФ устанавливает требования в отношении нефинансовых предприятий и профессий (в том числе бухгалтеров и аудиторов): требования в отношении надлежащей проверки клиентов и хранения записей применяются к установленным нефинансовым предприятиям и профессиям (УНФПП) в следующих ситуациях:

(d) адвокаты, нотариусы, другие независимые юристы и бухгалтеры — когда они готовят или совершают операции (сделки) для своего клиента в следующих областях:

  • купля-продажа недвижимости;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими, сберегательными счетами или счетами ценных бумаг;
  • аккумулирование средств для целей создания, обеспечения функционирования или управления компаний;
  • создание, обеспечение функционирования или управление юридическим лицом или образованием и купля-продажа предприятий.

Указанные требования нашли реализацию в ст. 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии с положениями статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) отдельные требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Федеральный закон №307-ФЗ) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности, постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью. Перечень таких услуг в Федеральном законе № 307-ФЗ не является исчерпывающим.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ в указанных выше случаях, и, соответственно, должны исполнять требования российского антиотмывочного законодательства, в частности, требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные пунктом 1 части 1, частями 2 и 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

В соответствии с Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804, доступ аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов к информации о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, осуществляется только через личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru).

Подробнее: О порядке регистрации в Личном кабинете, порядке подачи заявки, перечне прилагаемых к заявке документов, контактных данных в целях оказания консультационной помощи и технической поддержки по вопросам подключения и работы с Личным кабинетом см. Информационное письмо Росфинмониторинга от 30 мая 2017 года «О подключении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу».

Обращаем внимание, что 05 апреля 2018 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят во втором чтении проект федерального закона № 134557-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в части приведения законодательства Российской Федерации, затрагивающего вопросы осуществления аудиторской деятельности, в соответствие с Рекомендацией ФАТФ).

Проект федерального закона № 134557-7 к третьему чтению

Источник: официальный сайт Государственной Думы ФС РФ

Дополнительно информируем, что решением Правления СРО ААС от 06 апреля 2018 года (протокол №352) утверждена новая редакция Положения о членстве СРО ААС, согласно п. 7.3. (2) которого аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских, бухгалтерских и юридических услуг, обязаны соблюдать требования по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотренные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также обязаны уведомлять соответствующие уполномоченные государственные органы о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.

Контроль за соблюдением членом СРО ААС указанных требований будет осуществляться в ходе проведения проверки внешнего контроля качества работы.

В случаях выявления нарушений член СРО ААС может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.